Зачем патентовать название компании и ее логотип? Так вы заявляете авторские права на свой бренд, и никто больше не имеет права использовать их в своих коммерческих целях. А если кто-то все же попробует это сделать, то вы имеете право взыскать с нарушителя компенсацию.
Далее поговорим о том, что такое «название» и «логотип» в юридическом понимании, как заявить на них авторские права и какие это дает преимущества, кроме официальной регистрации.
«Название» и «логотип»: юридическое определение
«Название» в юридическом понятии – это коммерческое обозначение, словесный товарный знак. А «логотип» — это изобразительный или комбинированный товарный знак.
Таковым может быть:
- Принт.
- Дизайн упаковки.
- Этикетка.
- Вывеска.
- Знак, эмблема.
Товарный знак, согласно ГК РФ, только регистрируется, а не патентуется. Но, в обиходе используются оба значения.
Где можно зарегистрировать название и логотип
Товарный знак можно зарегистрировать только в Роспатенте. Можно обратиться в ведомство лично или пройти процедуру на госуслугах, при условии наличия статуса ИП или ООО.
Также можно обратиться в фирму-посредник – все сделают за вас и быстрее, но стоит дороже.
Как выбрать название и не нарушить при этом закон
В статье 1483 ГК РФ указано, в каких случаях в регистрации товарного знака и логотипа будет отказано. Не зарегистрирует название Роспатент, если:
- Это обозначение, которое использует в общем. Например: «Замок», «Недвижимость», «Мясо», «Костюмы».
- Это общепринятый термин или символ. Ситуация такая же, как и со словами, которые в обиходе.
- Название – это указание свойств товара. Например, назвать магазин выпечки «Вкусно» нельзя, потому что это не характеризует только ваш товар, это определение, которое можно применит к любому другому продукту или напитку.
- Название может ввести в заблуждение потребители или заведомо ложное. Например: «Единая доставка воды», хотя это лишь одна из компаний, «Американские джинсы», а продают китайский ширпотреб.
- Названия, которые содержат в себе обозначения ценных объектов РФ, символику государства, название государственных органов.
- Название или логотип, которые тождественны с товарными обозначениями, или уже зарегистрированы другими лицами.
Инструкция по регистрации названия и логотипа
Порядок действий таков:
- Проверить на сайте Роспатента, не занято ли название, можно ли использовать его как название бренда.
- Если оказывается, что лого или название не уникально, то или меняем, или дорабатываем с дизайнером.
- Если все уникально, то подается заявка в Роспатент: самостоятельно через госуслуги или лично обратившись в территориальное отделение ведомства, или наняв посредника.
- Ждем, пока будет готово свидетельство о регистрации товарного знака.
- После того как процесс регистрации будет завершен, проводится оценка расходов доходным или рыночным методом, обращая таким образом расход в актив.
Если делать это все через подрядчика, то времени займет немного – 1-2 недели. А вот если делать все самостоятельно, то процедура может затянуться до месяца.