Кто может заблокировать домен и по какой причине

Производитель мебели из Турции запланировал расширение и выход на международные рынки. Анализируя свои возможности, компания заметила, что домены, которые подошли бы ей в России, уже заняты. Другой продавец мебели уже зарегистрировал созвучное название и не просто продает мебель на сайте, но еще и указывает, что это брендовый сайт производителя. Хотя по факту это не так.

Владелец торгового знака обратился в российский суд. В иске требовалось, чтобы администраторы закрыли сайты и перестали использовать те домены. Разбирательство длилось несколько лет. Основная сложность – расстояние. Истец из Турции, а администраторы доменов российских сайтов постоянно менялось. Но здесь важен результат. Дело дошло до Верховного суда, и вы никогда не угадаете, на чью сторону он встал.

Позиция истца: на каком основании турецкий производитель мебели требовал закрыть домены

Производитель мебели из Турции владел товарным знаком. А по закону товарный знак охраняется (статья 1477 ГК РФ). Это значит, что никто не может его использовать для обозначения или рекламы своего товара. Зарегистрированный товарный знак нельзя наносить на этикетки, товары и изображения на сайте. Также запрещено давать своему сайту имя, которое совпадает с чужим товарным знаком. Все это будет считаться незаконным использованием, только если владелец товарного знака, не дал разрешение на его использование.

Товарный знак обязательно должен быть зарегистрирован. И процедура здесь своя – это не то же самое, что авторское право на музыку, текст или фотографию. Если авторские права закрепляются за автором в момент создания, то на товарный знак нужно свидетельство. Производитель мебели имел такой документ. А потому компанию не устроило, что название ее бренда мебели используется в чужих доменах. В своем иске она требовала от администратора домена отказаться от их использования.

Казалось бы, в этой истории все очевидно. Но это не совсем так. Российская компания продавала через оспариваемые сайты мебель от этого же производителя из Турции. Они не производили собственную мебель, не торговали продукцией от конкурента. Это были просто независимые магазины, которые работали как партнеры производителя или сотрудничали с кем-то из поставщиков в России.

Получается, что предприниматели вкладывали свои средства в сайты, продвижение и рекламу, много лет развивали свой бизнес, и все, вроде бы, делали честно. Но спустя несколько лет пришел владелец торгового знака и заставляет их отказаться от всего.

Какое решение вынесли в России

Судебный процесс по этому делу начался еще в 2013-м году. Окончательное решение было вынесено в сентябре 2018 года. Постановления по разбирательству выносили разные арбитражные инстанции и даже суд по интеллектуальным правам. Кто-то запрещал использовать домены, потом находили процессуальные ошибки, утверждали даже, что производитель не прав и его товарный знак никто не использует. Всего в этой истории было 37 вердиктов по разным вопросам и с разными выводами.

Итоговое решение вынесла судебная коллегия Верховного суда 4 сентября 2018 года. Окончательный вердикт по делу можно уместить в шесть пунктов:

  • оспариваемый товарный знак зарегистрирован и у него есть правообладатель;
  • название компании истца используется в составе нескольких доменных имен;
  • владелец домена не имеет права использовать товарный знак в любой форме;
  • домен тоже считается средством индивидуализации бренда;
  • если в составе домена есть чужой товарный знак, то это нарушение (даже если совпадение неполное, а название товарного знака составляет только часть доменного имени);
  • если название совпадает не до буквы, а просто на слух – так тоже нельзя.

Решения, которые были вынесены ранее в пользу владельца товарного знака, Верховный суд признал законными. А вердикты не в пользу компании из Турции отменили. В результате получилось, что администратор домена и отечественные продавцы мебели нарушили чужое право на товарный знак. Им запретили использовать имя турецкого производителя мебели.

На практике доменов с чужими названиями очень много: не все правообладатели беспокоятся на этот счет

В мире полно примеров использования в доменном имени чужого названия. Это смущает далеко не всех правообладателей – не каждый захочет ходить по судам и добиваться запрета. Но это только до тех пор, пока не пересекаются интересы. Как только чужой домен как-то помешает или навредит владельцу товарного знака, он захочет убрать его.

Потому те предприниматели, которые ведут бизнес в интернете, всегда должны быть готовы к претензиям. Как и те, кто только выбирает домен, подставляя разные приставки к товарным знакам или ищет созвучные варианты транскрипций – для таких категорий всегда будут существовать риски.

Почему компании запрещают использовать свой товарный знак в домене

Так поступают далеко не все бренды. Можно годами работать с доменом, и все будет хорошо. Но есть случаи, когда компании запрещают использовать домен и блокируют сайт. Рассмотрим примеры.

Розничная цена в магазине отличается от рекомендованной производителем

Магазин продает ламинат известного бренда, а в домене использует название ламината с припиской «best» или «sale». Производитель не имеет ничего против такого домена, но просит магазин соблюдать рекомендованный в прайсе розничные цены и не демпинговать.

Но однажды магазин сильно занижает цену, эту видят конкуренты и массово направляют производителю претензии: почему им можно, а нам нельзя? Производителю сложно повлиять на ситуацию. Он может попробовать закрыть отгрузки для магазина-нарушителя, но он все равно найдет, где купить этот ламинат.

В таком случае производитель может направить претензию – вы используете наш товарный знак в домене, а мы не хотим, чтобы вы это делали. Причем в суд здесь идти необязательно. Претензию можно направить хостингу, а там проблем боятся, потому блокируют сайты без длительных разбирательств. Таким образом заблокировать магазин, демпингующий цены, можно в течение недели. Это парализует бизнес.

Производитель сам хочет пользоваться этим доменом

Есть предприниматели, которые регистрируют домены с названиями известных брендом. Или это могут быть пока еще не бренды, но однажды используемое слово или словосочетание становится чьим-то товарным знаком.

Потом продать такой домен можно будет за хорошие деньги. Но если бренд зарегистрирует товарный знак, то сможет запретить использование домена, и он сильно потеряет в цене. Соответственно бренду или производителю будет проще договориться. Или же домен можно будет просто забрать через суд.

Домен вредит репутации

Например, какой-то ловкий предприниматель зарегистрировал домен, который созвучен с названием популярной страховой компании, и продает там поддельные полисы ОСАГО и КАСКО. Люди покупают страховку и думают, что их продает сама страховая компания, но страховщик к сайту никакого отношения не имеет.

Если вписать в поисковый запрос название страховой компании, то поисковик выдает первыми именно фальшивые домены мошеннического сайта. Объяснять что-то потенциальным клиентам долго и дорого – страховщику пришлось бы развернуть целую кампанию. Потому логичнее просто подать иск в суд из-за домена. Доказать это нарушение проще.

В такой ситуации компании или бренду важнее защитить не свои права на товарный знак, а репутацию. Если говорить о таких организациях, как банк, та же страховая компания, медицинский центр и т.д., то им очень важно сохранять чистую репутацию в глазах потребителей.

Как выбрать домен, который не будет нарушать ничьи права

Сам домен можно зарегистрировать за сотню рублей, а иногда и бесплатно. Но потом на нем размещается сайт, вкладываются средства в рекламу, раскрутку и поиск клиентов, в узнаваемость бренда и различные технические бизнес-процессы. На это уходят сотни тысяч рублей, иногда даже миллионы, и несколько лет.

Если в один день кто-то придет и запретит через суд использован домен, то все эти усилия были напрасными, а результат будет потерян. Сам сайт и его содержимое можно легко перенести на новый домен, но позицию в выдаче, отзывы с «Яндекс-маркета», ссылки со сторонних ресурсов – нет. Перед предпринимателем встанет выбор: делать все заново или заплатить много денег правообладателю. И то, если правообладатель на такую сделку согласится.

Ситуация может получиться очень непростой. По такому поводу есть обширная судебная практика – люди действительно теряют домены, а в некоторых случаях еще и выплачивают компенсацию за нарушение авторских прав.

Потому при выборе домена следует руководствоваться такими советами:

  1. Проверить не созвучен ли домен чужому товарному знаку. Это можно сделать с помощью специальных сервисов или обратиться за помощь к юристу. Значение имеет даже одна буква или набор букв.
  2. Если у предпринимателя есть цель работать с известным брендом и легально продавать его товары, то следует получить от этого бренда разрешение на использование товарного знака в составе домена. Разрешение обязательно должно быть письменным, устное соглашение ничего не значит в таких делах.
  3. Если предприниматель создал домен, которые ничего не нарушает и ни с чем не совпадает, то ему следует зарегистрировать товарный знак в своей категории. Само по себе название еще не является товарным знаком.

Когда бизнес небольшой, то он никому не будет интересным, но как только человек начнет хорошо зарабатывать на своем деле, то тут же найдутся желающие создать проблемы и получить деньги на ровном месте. История знает примеры, когда человек, не имеющий отношения к производству и бизнесу регистрировал товарный знак и предъявлял реальному предпринимателю претензию. Выиграть в таком деле можно, но потребуется очень много ресурсов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector