Права бизнесменов при внеплановой проверке предприятия

Роспотребнадзор осуществил 85 000 проверок в отношении бизнеса в 2021 году. Все они касались вопросов защиты прав потребителей и были внеплановыми. Именно таких проверок больше всего боятся бизнесмены, особенно начинающие. Любые инспекции нужны, чтобы государство могло быть уверенно в том, что компании и индивидуальные предприниматели не нарушают закон.

Такие мероприятия бывают плановыми и внеплановыми. Представители проверяющих органов могут приехать на основании сюжета в СМИ, по жалобе клиента или сотрудника, а также по «наводке» прямого конкурента вашего бизнеса, который прикинулся «неравнодушным» покупателем. И такое происходит часто.

Любой тип бизнеса защищен законом от несанкционированных действий инспектора вне зависимости от формата проверки. Представитель компании или ИП имеет право узнать о причине визита и попросить посмотреть документы проверяющего. Он не должен ничего платить сотрудникам органов и ничего не обязан подписывать. Если инспектор указывает на несуществующие нарушения, то результаты его работы можно обжаловать.

При этом неважно, из какой инстанции к вам пришла проверка: из жилинспекции, Роспотребнадзора, Роструда или МЧС. Права бизнесмена будут одинаковыми во всех случаях. Чтобы вы могли сохранять спокойствие при общении с инспектором, нужно четко знать свои права и обязанности. И именно вашим правам во время внеплановой проверке будет посвящена эта статья.

Содержание
  1. Особенности плановых и внеплановых проверок в РФ
  2. Предприятие должно быть уведомлено заранее о внеплановой проверке, если нет серьезного вреда
  3. Представитель компании имеет право присутствовать при проведении проверки
  4. Компания может привлекать к проверке уполномоченного по правам предпринимателей
  5. Представитель компании имеет право требовать служебное удостоверение и приказ для проверки
  6. Представитель компании имеет право ознакомиться с регламентом проверки
  7. Представитель компании имеет право узнать причину проверки
  8. Бизнес имеет право ничего не платить проверяющим
  9. Предприниматель имеет право не показывать документы, которые не имеют отношения к проверке
  10. Предприниматель имеет право не предоставлять те документы, которые может предоставить другой государственный орган
  11. До начала проверки предприниматель имеет право не предоставлять никакой информации
  12. Предприниматель имеет право предоставлять документы без нотариальной заверки
  13. Предприниматель имеет право не подписывать акты измерений и отбора проб
  14. Бизнес может работать как с журналом учета проверок, так и без него
  15. Представитель компании имеет право не давать объяснений по ходу проверки
  16. Предприниматель может требовать прекращения проверки, если она длится дольше положенного
  17. Если разные инстанции проверяют одно и то же, бизнесмен может требовать прекратить проверку
  18. Предприниматель имеет право ознакомиться с актом проверки, который составил проверяющий
  19. Предприниматель имеет право указать в акте, что он не согласен с результатами проверки
  20. Результаты внеплановой проверки можно обжаловать в вышестоящем органе
  21. Предприниматель имеет право обжаловать результаты внеплановой проверки в суде
  22. Предприниматель имеет право требовать возмещения вреда, если внеплановая проверка была незаконной

Особенности плановых и внеплановых проверок в РФ

О плановых проверках бизнес знает заранее: список и график таких мероприятий составляют заблаговременно. Ознакомиться с ним можно на сайте Генпрокуратуры. А вот с внеплановой проверкой на предприятие могут прийти в любой момент, если в органы поступила жалоба от потребителя.

Насколько серьезную неожиданность представляют для бизнеса внеплановые проверки иллюстрирует ситуация 2020 года. Из-за коронавируса Роспотребнадзор практически не проводил плановых проверок (было до 10 выездов на объекты за весь год). Но внеплановые проверки осуществлялись в полной мере, несмотря на установленные ограничения.

Согласно отчетам в 2019 году Роструд провел 119 тысяч внеплановых проверок, в то время как плановых было всего 11 тысяч. В начале 2020 года судебные приставы приходили с плановой проверкой к коллекторам 2 раза и 185 раз с внеплановой.

И это все, что нужно понимать начинающему индивидуальному предпринимателю или владельцу новоиспеченной компании, – прийти к вам с проверкой могут когда угодно. Но это не значит, что вы будете застигнуты врасплох. И вот почему.

Предприятие должно быть уведомлено заранее о внеплановой проверке, если нет серьезного вреда

Данное право регламентируется Федеральным законом №294-ФЗ, статья 3, пункт 1 и статья 10, пункты 16 и 17. В законе сказано, что даже о внеплановой проверке предприниматель имеет право знать заранее. Уведомление о грядущем визите проверяющих органов должно прийти руководству компании не позже, чем за 24 часа.

Важно каждый день проверять электронный ящик, который вы указали при регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Часто уведомления с электронной подписью уполномоченного представителя проверяющего органа приходит именно на e-mail. Также с вами могут связаться по телефону.

Внезапные внеплановые проверки, то есть совсем без предупреждения, допустимы только в некоторых случаях:

  • нарушение повлекло за собой чрезвычайную ситуацию или может спровоцировать ее;
  • на производстве были нарушены правила маркировки изделий;
  • был причинен или продолжает наноситься вред гражданам, природе или объектам, которые имеют культурное, историческое, научное значение;
  • действия компании вредят безопасности государства;
  • нарушены права потребителя.

Государственные и муниципальные проверяющие органы могут не согласовывать свои внезапные визиты на предприятия и с прокурором: инспектор просто приходит и все. Если же говорить о стандартных внеплановых проверках, о которых бизнес получает уведомление за сутки, то их согласовывать с прокуратурой нужно. Это нужно для того, чтобы прокурор удостоверился в том, что основания для проверки есть и они достаточные. Если их не будет, то проверку не согласуют.

Одной из разновидностей внеплановых проверок является контрольная закупка. Ее могут инициировать такие органы:

  • Федеральная налоговая служба;
  • Роспотребнадзор;
  • Росалкогольрегулирование и др.

Контрольные закупки могут проводиться только по специальным правилам. Если они были нарушены, то компания или ИП может обжаловать проверку и ее результаты.

Представитель компании имеет право присутствовать при проведении проверки

Данное право обеспечивается Федеральным законом №294-ФЗ, статья 21, пункт 1 и статья 15, пункт 2. Проверка может быть выездной и документарной. При документарной проверке представитель проверяющего органа запрашивает определенный перечень документов для изучения. При выездной проверке инспектор приезжает на производство или в компанию лично.

Выездная проверка не может проводиться, если нет представителя бизнеса. Только если был причинен вред здоровью и жизни человека, нанесен ущерб окружающей среде или нарушение привело к возникновению чрезвычайного происшествия, присутствие представителя бизнеса не может быть обязательным условием для выездной проверки.

Индивидуальный предприниматель или директор компании может присутствовать при проверке лично или поручить это другому сотруднику. Часто в компаниях к этому привлекают юридических консультантов, которые лучше понимают, где инспектор может преступить черту.

Такой сотрудник сможет более качественно представить интересы бизнеса и защитить их при необходимости. Юристы лучше знают закон и могут подмечать недочеты в действиях инспектора. Если такое имеет место быть, то юристу будет проще оспорить проверку, ведь он сам являлся свидетелем ситуации.

Представитель компании может наблюдать за тем, что делает инспектор, задавать ему уточняющие вопросы, да и просто пообщаться с проверяющим, узнать причину его прихода. Если вы поручаете это обычному сотруднику, то следует сразу проконсультироваться с юристом. Он расскажет, какие вопросы не следует задавать инспектору.

Компания может привлекать к проверке уполномоченного по правам предпринимателей

Данное право обеспечивается статьей 21 (пункт 5) Федерального закона №294-ФЗ. По закону при проверке бизнес может защитить не только юрист, но и специальный государственный чиновник – уполномоченный по правам предпринимателей. Также их называют бизнес-омбудсмены. Есть федеральный бизнес-омбудсмен и его региональные уполномоченные в субъектах РФ. Предприниматель может обратиться к любому.

Прямая функция таких государственных чиновников заключается в том, чтобы защищать бизнес от незаконных действий государства. Юристы данного ведомства обязаны убедиться, что проверяющий во время внеплановой проверки никак не давит на предпринимателя и не вымогает взятки.

Данная инстанция и право пользоваться ее защитой – не формальность. Бизнес-омбудсмены работают в РФ, и к ним можно и нужно обращаться. Если вас забросали анонимными жалобами, а проверки приобрели веерный характер, то обязательно обратитесь к государству за защитой.

Представитель компании имеет право требовать служебное удостоверение и приказ для проверки

Данное право регламентируется Федеральным законом №294-ФЗ, статьей 18 (пункты 3 и 4) и статьей 12 (часть 4).

Предприниматель имеет право убедиться в том, что под видом проверяющего к нему не пожаловал мошенник, который сейчас будет тратить его время и вымогать взятку. Чтобы удостовериться, что перед вами уполномоченное лицо из проверяющего органа, попросите его служебное удостоверение и приказ.

Минэкономразвития уже давно утвердил шаблон формы приказа о проверке, и каждому бизнесмену следует с ним ознакомиться, чтобы знать, как выглядит официальный документ. В приказе пишется ФИО и должность того, кто уполномочен проводить проверку. Если проверяющий придет с экспертами, то данные о них также будут в приказе.

Это значит, что проверять предприятие могут только те, чьи фамилии написаны в приказе. И если у человека, который представился проверяющим, нет с собой служебного удостоверения, его можно не пускать.

Также в приказе пишется, в какой срок должна быть проведена внеплановая проверка, на каком основании она была инициирована и что именно инспектор собирается проверять. Если эти условия не соответствуют действительности (инспектор пришел в другой день или захотел проверить помещение, которое не должен согласно приказу), то такую проверку можно оспорить.

Представитель компании имеет право ознакомиться с регламентом проверки

Основанием для такого права служит Федеральный закон №294-ФЗ, статья 18, пункт 12. Действия проверяющего в ходе внеплановой (а тем более плановой) проверки определяются регламентом. Для каждого органа и для каждого вида проверки он свой. Например, Роструд пользуется своим регламентом, чтобы проверить работодателей, а Роспотребнадзор проверяет сферу защиты прав потребителей, руководствуясь собственными нормами и так далее.

В регламенте написано, что именно может делать инспектор и в какие сроки, какие у него права и обязанности. Также блок о том, кто именно имеет право делать проверку, может быть написан именно в регламенте, а не в приказе. Если там указан главный эксперт ведомства или начальник управления, а к вам приехал консультант, то это достаточное основание, чтобы обжаловать такую проверку.

Всегда просите посмотреть приказ и регламент, как только увидите удостоверение проверяющего. Вы можете найти и стандартные регламенты ведомств в интернете, но, скорее всего, они будут неактуальны. С другой стороны, предоставить вам документы – это прямая обязанность инспектора. Потому смело пользуйтесь своими правами.

Представитель компании имеет право узнать причину проверки

Данное право регламентируется Федеральным законом №294-ФЗ, статьей 21 (пункт 2) и статьей 18 (пункт 6). Инспектор обязан предоставить документы, которые у него есть, и всю ключевую информацию. В том числе и объяснить, на каком основании он пришел с проверкой (кто-то оставил жалобу или написал публикацию в СМИ).

В 2020 году, например, причин для проведения внеплановой проверки было гораздо меньше, чем обычно, в связи с ограничениями из-за ковида. Плановые проверки остались только для крупных предприятий, которые занимались опасными видами деятельности. Внеплановые проверки проводились в ряде исключительных случаев.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации (как во время пандемии) причинами для внеплановых проверок могут быть:

  1. Орган власти получил специальное поручение от правительства или президента, или требование прокурора о необходимости осуществить внеплановую проверку.
  2. Проверяющему органу нужно проверить исполнение предписания, которое было выдано по итогам предыдущей проверки. Это касается тех предписаний, которые были направлены на устранение нарушений, влекущих за собой угрозу для жизни и здоровья граждан.
  3. Компании нужно получить разрешение, лицензию или специальный правовой статус.
  4. В органы власти поступило соответствующее заявление, или была обнаружена информация в СМИ о нарушениях, которые несут потенциальную опасность или уже причиняют вред здоровью и жизни граждан, а также могут повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации. К таким основанием относится и нарушения трудовых прав (непредоставление отпуска, невыплата зарплаты, допуск к работе без медосмотра и трудового договора). В Роструде считают, что такие аспекты несут угрозу причинения вреда здоровью и жизни, а значит проверки необходимы.
  5. Проверяющим органам нужно убедиться, что предписание по итогам предыдущей проверки, было выполнено, если от этого зависит возобновит ли предприятие свою лицензию, аккредитацию или иной подобный документ.

Когда к вам приходит проверяющий, обязательно спросите у него о причине визита. Убедитесь, что проверка согласована с прокурором. Попросите инспектора заполнить журнал проверок: в нем обязательно указывается основание для проведения внеплановой проверки. Если она окажется неправомерной или проверяющий превысит свои полномочия, то в будущем эта запись поможет в обжаловании проверки. На основании записи в журнале проверок составляется жалоба, которую можно направить руководителю проверяющего с требованием об отмене результатов его визита.

Бизнес имеет право ничего не платить проверяющим

Данное право закреплено в Федеральном законе №294-ФЗ, в статье 3 (пункты 8 и 9) и в статье 15 (пункт 7). Государственные и муниципальные проверки финансируются из бюджета страны. Бизнес не обязан оплачивать работу экспертов, проверяющих и проведение каких-либо экспертиз. В законе прямо сказано, что инспектор не имеет права выдавать предпринимателю предписание или предлагать проведение каких-либо мероприятий по контролю за их счет.

Если бизнесмену выдают подобный «документ», то он имеет полное право жаловаться начальнику проверяющего. Если в ходе проверки у вас явно вымогают взятку, вызывайте полицию. Также проверяющий не имеет права взымать штрафы на месте.

Предприниматель имеет право не показывать документы, которые не имеют отношения к проверке

Данное право закреплено в Федеральном законе №294-ФЗ, в статье 15 (пункт 3). Проверяющий не имеет права требовать у предпринимателя документы, которые не относятся к цели проверки. Тем более нельзя изымать оригиналы таких документов. Например, к вам пришли с проверкой по факту невыплаты заработной платы. Инспектор не имеет права требовать у вас документы о проведении специальной оценки условий труда – они не относятся к сути его визита.

В приказе о проведении внеплановой проверки указывается, что именно должен проверить инспектор и какие документы ему нужно показать. В ходе проверки он может запросить дополнительные бумаги, но только такие, которые относятся к предмету проверки. Дополнительные документы по запросу можно предоставить в течение 10 дней, никто не требует нести их сиюминутно.

При передаче бумаг проверяющему обязательно составляется и подписывается акт приема-передачи. В первую очередь это важно для предпринимателя, так как акт приема-передачи свидетельствует о том, что обязательство по предоставлению документов им выполнено. Кроме того, если какие-то документы потеряются в ходе проверки, то акт приема-передачи будет служить доказательством того, что бумаги потерял проверяющий.

Предприниматель имеет право не предоставлять те документы, которые может предоставить другой государственный орган

Это право закреплено в Федеральном законе №294-ФЗ, в статье 15 (пункт 8), а также в распоряжении правительства № 724-р. Чиновникам запрещено требовать у бизнеса документы, которые и так уже есть в государственных базах. Это сделано для того, чтобы снизить нагрузку с предпринимателей, и им не приходилось собирать столько копий и изымать оригиналы из архивов.

Если какие-то документы есть в распоряжении какого-либо госоргана, то проверяющий не имеет права требовать их во время проверки – такие документы и сведения он обязан самостоятельно запросить в той ведомственной структуре, где они хранятся. Например, информацию о лицензии на образовательную деятельность можно запросить у Рособрнадзора.

Чтобы получить нужные документы, проверяющий формирует и направляет межведомственный запрос. При этом он должен ориентироваться на список документов, которые нельзя требовать у предпринимателей при проверке. Данный список установлен правительством.

До начала проверки предприниматель имеет право не предоставлять никакой информации

Это право обозначено в Федеральном законе №294-ФЗ, в статье 15, пункте 9. Инспектор может требовать предоставление каких-либо документов только после начала проверки. До тех пор, пока предприниматель не видел приказ и регламент с перечнем документов, которые он обязан будет предоставить, он ничего не должен показывать проверяющему или тем более заблаговременно отправлять на почту.

На практике бывают случаи, когда руководителю предприятия сначала звонят и просят прислать копии каких-то бумаг. Но это незаконное требование. Сперва вы должны увидеть приказ и убедиться, что он согласован с прокуратурой. Без этого вы можете ничего не присылать.

Предприниматель имеет право предоставлять документы без нотариальной заверки

Данное право закреплено в статье 11 (пункт 7) Федерального закона №294-ФЗ. Согласно нормам документы в проверяющее ведомство отправляют в виде заверенных копий. Сделать это можно двумя способами:

  1. Традиционно, в бумажном виде. Документы копируются, внизу ответственное лицо ставит дату, печать, от руки пишет «Верно» и расписывается с указанием должности.
  2. В электронном виде. Сканы документов отправляют по e-mail, усилив их квалифицированной электронной подписью.

На практике проверяющий часто запрашивает копии документов именно на электронный почтовый ящик. Если вы отправите их незаверенными (без даты, печати и подписи) и без электронной подписи, то позже может быть сложно доказать, что их отправили должным образом. Есть требования к заверке, и они установлены законом, это важно соблюдать.

А вот заверять копии у нотариуса не нужно. Даже тем компаниям или индивидуальным предпринимателям, которые работают без печати, закон позволяет не относить копии на заверку. При проверках и так уходит достаточно много времени на то, чтобы собрать нужные бумаги по списку, сделать их копии и заверить. Хотя бы на нотариуса при этом можно не тратиться.

Предприниматель имеет право не подписывать акты измерений и отбора проб

Это позволяет ему закон, а именно статья 16 (часть 3) и статья 15 (пункт 4) Федерального закона № 294-ФЗ. В ходе проверки специальный эксперт или проверяющий может брать пробы и образцы продукции для исследований. Это необходимая мера, когда определить нарушение на глаз невозможно и нужно проводить какие-то лабораторные исследования.

Например, как определить, что в отходах предприятия есть опасные вещества? Только взять на пробу воду, которую они сливают. А чтобы проверить качество еды в кафе, то проверяющий возьмет что-то из того, что готовится на их кухне.

По итогу составляют протоколы:

  • отбора образцов продукции;
  • проб исследования;
  • проведенных экспертиз или испытаний.

Затем эти протоколы прикрепляют к акту проверки. Ни в одном законе нет требований о том, чтобы предприниматель или его представитель подписывал эти протоколы. Если инспектор просит поставить свою подпись на подобном документе, то можно смело отказываться.

Почему это настолько важно, что даже в нормативных документах этому уделено внимание. Предприниматель не обязан разбираться в тонкостях отбора материала на экспертизу. Если процесс будет нарушен, он просто не узнает об этом. Естественно, что результаты анализа при этом не являются объективными. Но оспорить их уже будет крайне сложно, ведь представитель бизнеса поставил на документе свою подпись.

Как правило, только ответственный за экспертизу человек понимает, соблюдена ли методика, в достаточном ли объеме взят материал на пробу, верно ли были выбраны методы исследования. Потому в законе и предусмотрен пункт о том, что предприниматель имеет право не расписываться в актах измерений и отбора материалов на пробы.

Бизнес может работать как с журналом учета проверок, так и без него

Право не вести журнал учета проверок обусловлено статьей 16 (часть 8) Федерального закона №294-ФЗ. В законе сказано, что предприниматель сам решает, нужен ему такой документ или нет. Если компания не ведет журнал, то ее не могут штрафовать или выписывать предписание. Проверяющий просто укажет в акте внеплановой проверки, что такой журнал не ведется.

Но следует понимать, что такой журнал может быть вам полезен. В нем ведется учет всех проверок, с которыми приходят в организацию разные инстанции. После каждой проверки инспектор делает в нем запись о том:

  • что он проверял;
  • в какие сроки;
  • представителем какого ведомства он является;
  • какие результаты его работы.

Также в журнале он пишет свои ФИО и расписывается, тем самым закрепляя верность вышеизложенных данных. Такая форма записи в журнал утверждена в Министерстве экономического развития.

С помощью журнала проверок вы сможете отслеживать, как часто и как долго к вам приходят инспекторы, какие именно ведомства чаще всего инициируют внеплановые проверки. Кроме того, если в ходе проверки были допущены какие-то нарушения, то журнал будет являться лишним свидетельством тому. И если вам вдруг придется обжаловать результаты визита эксперта, какие-то его отчеты и протоколы, то журнал сильно упростит задачу вашему юристу.

Представитель компании имеет право не давать объяснений по ходу проверки

Данное право закреплено в статье 21 (пункт 1) Федерального закона №294-ФЗ. Объяснять что-то в ходе проверки – это право, а не обязанность предпринимателя. Он может поручить это своему представителю, сопровождать проверяющего и что-то рассказывать ему самостоятельно или вообще отказаться это делать. И проверяющий не имеет права как-то давить на предпринимателя или заставлять его отвечать на вопросы и давать пояснения.

В некоторых случаях действительно лучше отказаться от комментариев. Бывает, что в ходе проверки у бизнесмена появляются сомнения в том, что он делает все правильно, а юриста или юрисконсульта рядом нет.

Например, инспектор спрашивает про индексацию зарплаты. Этим вообще занимается бухгалтер, а сам бизнесмен не помнит, какой там у него порядок для этой процедуры и считается ли повышение премии индексацией. Пояснения по этому вопросу лучше дать письменно и направить проверяющего после того, как он уйдет. Так у предпринимателя будет возможность проконсультироваться с бухгалтером, юристом и дать вразумительный ответ.

Предприниматель может требовать прекращения проверки, если она длится дольше положенного

Основанием для этого служит статья 13 и статья 18 (пункт 10) Федерального закона №294-ФЗ. В законе сказано, что и плановые, и внеплановые проверки ограниченны по времени. Максимально проверка может длиться 20 дней, и только для некоторых видов контроля сроки могут быть другими. Это еще одна причина просить посмотреть приказ и регламент до начала проверки – там это все будет указано.

Если сроки проведения внеплановой проверки нарушаются, то у предпринимателя есть три варианта действий:

  • прежде всего, нужно указать проверяющему на то, что он затягивает с проверкой, а по закону ее нельзя проводить дольше установленного в регламенте срока;
  • также предприниматель может направить заявление на имя начальника проверяющего, в то ведомство, которое инициировало внеплановую проверку;
  • направить исковое заявление в суд с требованием отменить результаты проверки.

Затягивание сроков проведения внеплановой проверки – это грубое игнорирование норм закона. И результаты такой проверки нельзя использовать в качестве доказательства того, что бизнес работает с какими-то нарушениями. А значит и оштрафовать предпринимателя по результатам такой проверки нельзя.

Если разные инстанции проверяют одно и то же, бизнесмен может требовать прекратить проверку

Это право обусловлено Федеральным законом №294-ФЗ статьей 3 (пункт 5). Там сказано, что разные ведомства не могут осуществлять внеплановую проверку на одном и том же основании. Эта норма распространяется на федеральные, региональные и муниципальные надзорные органы.

Например, охотничий надзор осуществляют и областной комитет охотничьего хозяйства и рыболовства, и Росприроднадзор. И их представители не могут приходит друг за другом вслед и проверять одно и то же. Каждый орган проводит проверки на разных основаниях.

А что именно проверяет каждый из органов, устанавливает закон. Предпринимателю нужно только попросить у инспектора приказ и регламент, ознакомиться с основанием для визита инспектора, а затем открыть журнал проверок и посмотреть, приходили ли уже к нему по этим же причинам, но из других ведомств.

Бывает, что для разных органов при внеплановых проверках приходится готовить одинаковый пакет документов. Например, для ПФР и трудовой инспекции. Это нельзя назвать нарушением: хоть у вас и запрашивают одинаковые документы (например, трудовые договора), предмет проверки у ведомств разные. Одни проверяют, соблюдены ли трудовые права, другие – верно ли сведения в системе обязательного пенсионного страхования.

Предприниматель имеет право ознакомиться с актом проверки, который составил проверяющий

Это сказано в статье 21 (пункт 3) Федерального закона №294-ФЗ. После проведения внеплановой проверки ответственное лицо составляет акт по шаблону. Документ пишется в двух экземплярах. Бизнесмен имеет право получить один экземпляр на руки и ознакомиться с изложенными в нем сведениями. Соответственно, один акт с копиями всех приложений вручается руководству компании (или ее представителю) под подпись. Можно договориться, чтобы акт выслали предпринимателю на корпоративный почтовый ящик.

В акте предприниматель может написать, что он отказывается с ним знакомиться, что он не согласен с ним, или можно вообще ничего не подписывать. Если инспектор не может вручить акт бизнесмену лично в руки или последний отказывается расписываться в получении, то проверяющая организация отправит документ заказным письмом на официальный адрес компании.

И даже если бизнесмен принципиально не пойдет на почту за письмом, то все равно будет считаться, что он ознакомлен с результатами проверки. Если дойдет до судебного разбирательства, то проверяющая организация будет опираться на уведомление о вручении с адресом регистрации бизнеса и почтовыми штемпелями. Так будет понятно, что акт отправили, но никто не забрал его.

Акт пишется сразу после проведения внеплановой проверки, если не предусмотрено проведения никакой дополнительной экспертизы. Если же проверка требует проведения лабораторных исследований, то на составление акта дается дополнительно 3 рабочих дня. Если спустя три дня акт не был предоставлен на ознакомление, значит результаты проверки можно смело обжаловать.

Предприниматель имеет право указать в акте, что он не согласен с результатами проверки

Данное право закреплено в статье 21 (пункт 3) и в статье 16 (часть 12). Предприниматель имеет право заявить, что не согласен с результатами проверки непосредственно в акте, который выдал ему инспектор. При этом в документе ставится пометка «С возражениями» или «С замечаниями» (формулировку можно придумать любую). Если в результате проверки проверяющий выдал предписание об устранении каких-либо нарушений, то его тоже можно оспорить.

Для этого предприниматель должен направить письменное возражение в тот орган, который проводил проверку. Сделать это нужно в течение 2 недель с момента получения акта и предписания. В возражении следует подробно изложить, с чем вы не согласны: с какими-то отдельными положениями акта или со всем документом. К возражению можно приложить подтверждающие документы или их копии.

Ответственный сотрудник ведомства рассмотрит обращение предпринимателя и сообщит о решении. В результате предписание или даже акт проверки могут изменить или отменить вовсе. Если же сотрудник оставит все без изменений, то следует писать жалобу в высшую инстанцию или подавать иск в суд.

Результаты внеплановой проверки можно обжаловать в вышестоящем органе

Основанием для этого служит ряд документов, на которые предприниматель может ссылаться в процессе обжалования, а именно:

Незаконные требования инспекторов и результат проверки можно обжаловать в вышестоящей инстанции. Для этого нужно написать жалобу на имя директора того ведомства, из которого к вам приходили с проверкой. Если там никак не отреагировали или оставили решение инспектора в силе, подавайте иск в суд.

Акт проверки или предписание можно обжаловать у вышестоящего начальства только если в процессе внеплановой проверки были допущены грубые нарушения. Например, если инспектор пришел к вам без предварительного уведомления, хотя его нужно было прислать.

С 2020 года проводится эксперимент по досудебному обжалованию действий инспекторов – жалобу на проверяющего можно подать на госуслугах. Такая возможность действует пока только в Москве, Московской и Самарской областях и в Краснодарском крае. И обжаловать можно не всех инспекторов, а только из Ростехнадзора, МЧС и Росздравнадзора.

Срок рассмотрения такой жалобы может быть разным. В Роструде это 7 рабочих дней, а в Роспотребнадзоре – 30 дней. Актуальные сроки есть в регламенте проверок.

После проверки бизнес может получить и постановление по делу об административном нарушении. Такое постановление тоже можно обжаловать, но здесь процесс регулируется уже по КоАП. Где обжаловать решение зависит от того, какая инстанция его выдала. Например, если к вам приходил представитель из трудинспекции, то апелляционную жалобу можно подать в Роструд – это вышестоящий орган. Или можно сразу писать заявление в суд.

Предприниматель имеет право обжаловать результаты внеплановой проверки в суде

При обжаловании внеплановой проверки в суде, бизнесмен может опираться на ряд нормативных актов:

Учитывайте, что обжаловать предписание или действия инспектора в суде можно в течение 3 месяцев со дня окончания проверки. При этом неважно, обращались вы с жалобой в вышестоящий орган или нет. Если вы решили не тратить время на разбирательства в административных инстанциях, это нормально.

В случаях, когда внеплановая проверка касается предпринимательской деятельности, подавать иск нужно в арбитражный суд (например, когда к вам с проверкой приходили из Роспотребнадзора). Если проверяли соблюдение трудового законодательства, то подавайте иск в районный суд. Перед подачей заявления обязательно проконсультируйтесь с юристом.

Предприниматель имеет право требовать возмещения вреда, если внеплановая проверка была незаконной

Это право закреплено в статье 22 Федерального закона №294-ФЗ. Если вы уверенны, что проверка была незаконной, а ваша компания все это время не работала, теряла заказы или клиентов, то государство должно компенсировать ваши потери.

При должном везении, возместить предпринимателю могут не только реальные потери, а и упущенную выгоду, то есть доход, на который вы рассчитывали, но из-за внеплановой проверки не смогли получить. Если к проверке привлекался адвокат, то могут возместить и расходы на оплату его услуг.

Главное условие – действия инспектора должны быть признаны неправомерными. В противном случае на компенсацию рассчитывать не стоит. То есть сначала можно обжаловать их действия и акты проверки, а уже потом подавать иск с требованием о компенсации ущерба.

Но такой порядок не обязателен. Высший арбитражный суд уже давал разъяснения по этому поводу. Сейчас иски о возмещении ущерба от действий госорганов можно подавать без предварительного оспаривания их действий в суде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: