Выбор названия для бизнеса: на что обратить внимание

Начиная бизнес, важно продумать все до мелочей. И большинство начинающих предпринимателей уделяют максимум внимания выбору ниши и планированию, а название новой компании дают в последнюю очередь. И подобный подход может быть чреват рядом проблем, связанных с регистрацией товарного знака.

Здесь нужно помнить о конкурентах, которые могут закрепить за собой все хорошие названия. А ведь имя компании – это ее лицо. Поэтому предпринимателю не стоит затягивать с регистрацией знака. Однако еще более серьезной ошибкой является неудачно подобранное название. О том, как правильно назвать компанию или продукт, мы и поговорим ниже.

Основные понятия

Перед тем как приступить к выбору названия для продукта, следует разобраться в основных понятиях. Первым в списке является термин «товарный знак». Также его нередко называют брендом или торговой маркой. Речь идет об изображениях и словах, зарегистрированных в Роспатенте.

В качестве товарного знака можно зарегистрировать название компании и отдельного продукта, логотип и слоган. Основная цель такой регистрации заключается в получении федеральной монополии на конкретное обозначение. Говоря простым языком, бизнесмен закрепляет за собой определенное название, которое с этого момента не могут использовать конкуренты.

Это нужно для повышения узнаваемости бренда. Покупатели будут различать компании и товары, а предприниматели смогут снизить ущерб от подделок.

Регистрация товарного знака осуществляется в том случае, если соблюдены все требования закона, а название фирмы или продукта не повторяет уже зарегистрированные бренды. Название официально закрепляется на 10 лет, отмечаясь маркировкой ®. Право на товарный знак охраняется на территории всей страны. Штраф за его нарушение составляет от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.

Второй важный термин – МКТУ. Эта аббревиатура расшифровывается как международная классификация товаров и услуг. Следует понимать, что товарный знак присваивается не всем товарам и услугам, а определенным классам, которых насчитывается 45 штук. И компании с различными классами МКТУ могут иметь одинаковые товарные знаки.

Если два названия настолько похожи, что потребитель может их перепутать, то в этом случае можно говорить о сходстве до степени смешения. Поэтому Роспатент следит за тем, чтобы подобного не происходило.

О запрещенных названиях

Сюда относятся те названия, использования которых желательно избегать. С их регистрацией могут возникнуть сложности.

И в первую очередь к данной категории относятся те обозначения, которые противоречат общественным интересам, нормам морали и принципам гуманности. Рамки дозволенного устанавливает Роспатент. Также желательно избегать использования названий произведений искусства, цитат и имен персонажей. Подобные нарушения могут быть чреваты штрафами.

Общественным интересам противоречат те названия, которые намекают на связь с государством, но в действительности не имеют с ним ничего общего. Речь идет об использовании слов «государственный», «российский», «федеральный». Так, название «Госкредит» разрешат зарегистрировать лишь в том случае, если государство будет выступать в качестве учредителя компании. Если же речь идет о частной фирме, то Минюст откажет в регистрации.

Подобное название могут отменить уже на ранних этапах рассмотрения. Например, до того, как заявку направят в Роспатент, компанию зарегистрирует налоговая служба. И налоговиков также может насторожить слово «государственный» в названии. Но даже если его пропустят, то впоследствии госслужащие могут изменить свое решение. И тогда предпринимателя заставят изменить название в судебном порядке. Так было с компанией «Рос-дон М», которую заставили переименоваться ввиду присутствия в названии корня «рос».

Также могут возникнуть проблемы с регистрацией тех названий, которые сильно контрастируют с выпускаемым продуктом или предоставляемыми услугами. Например, Роспатент не позволит зарегистрировать название «Незнайка собирает друзей» для похоронного бюро.

Руководствуясь нормами морали, госслужащие также отметут те названия, которые ассоциируются с ругательствами, пусть и самыми мягкими. Например, зарегистрировать зоомагазин под названием «Ешкин кот» не удастся.

Имена персонажей и названия произведений охраняются авторским правом. То же самое касается и книжных цитат. Поэтому правообладатель может подать в суд на компанию, которая использовала в слогане или названии часть его интеллектуальной собственности.

Например, довольно громким было дело с бизнесменами Чебурашкиными, которым пришлось отстаивать права на свою фамилию. Предприниматели основали компанию «Братья Чебурашкины. Семейная ферма». И чтобы доказать, что персонаж Успенского не имеет никакого отношения к названию, бизнесменам понадобилось около пяти лет. В результате пришлось поднять архивы, доказав, что эта фамилия была еще у их деда, появившегося на свет задолго до создания персонажа Чебурашки.

Не менее опасно использовать в названиях прилагательные в превосходной степени, например первый или лучший. Если ФАС решит, что такое название не соответствует действительности, то компания может получить до полумиллиона рублей штрафа.

Указательные названия

Речь идет о тех названиях, которые непосредственно указывают на услуги или товары. Например, когда обувной магазин называют просто «Обувь». Такое название защитить и монополизировать не удастся. Дело в том, что Роспатент считает подобные наименования неохраняемыми элементами. Соответственно, и товарный знак в таком случае зарегистрировать не удастся.

Поэтому владелец магазина «Обувь» не сможет продать франшизу или же запретить другому предпринимателю открыть магазин с тем же названием. Поэтому и развивать собственный бренд ему не удастся. Однако здесь есть и преимущества, которые заключаются в следующем:

  1. Используя такое название, предприниматель избежит возможных судебных споров с другими правообладателями.
  2. Название является «говорящим», ведь покупатели сразу понимают, что находится внутри.

Указательные названия – отличный выбор для тех предпринимателей, которые не планируют расширение и не хотят развивать собственный бренд. Они лучше всего подходят для малого бизнеса. Например, для киоска «Ремонт обуви» или ларька с шаурмой. В данных случаях достаточно просто назваться по виду деятельности, ничего не регистрируя.

Однако и здесь нужно учитывать некоторые нюансы, ведь любой шаг в сторону, и простое указательное название может превратиться в товарный знак. А соответственно, у предпринимателя могут возникнуть проблемы с правообладателями.

Например, гражданин решил открыть небольшой магазинчик, назвав его «Детский мир». Он посчитал это название распространенным, а потому не ожидал подвоха. Однако через несколько лет бизнесмен получил досудебную претензию от настоящего «Детского мира». И ему пришлось переименовываться, поскольку в противном случае его заставили бы сменить название через суд.

Поэтому, если бизнесмен не планирует регистрировать товарный знак, ему следует назвать киоск «Ремонтом обуви». Не нужно выдумывать броские названия типа «Вселенной обуви и ремонта».

Описательные названия

Они указывают на свойства товара. Например, он может быть дешевым, красивым или вкусным. При этом о какой-либо различительной способности речи не идет, ведь назвать свою одежду красивой может кто угодно. Соответственно, такое название не может использоваться в качестве отличительной черты, а значит, и зарегистрировать товарный знак не удастся.

Описательное название в лучшем случае удастся зарегистрировать в составе логотипа. В данном случае само название будет считаться неохраняемым элементом. То есть, логотип будет защищен, однако название можно будет свободно использовать с другой графикой.

Так, марка «Русский продукт» была зарегистрирована несколькими компаниями. Права в данном случае распространяются не на само название, а на логотип.

Описательное название можно зарегистрировать в качестве товарного знака только в том случае, если гражданину удастся доказать, что оно приобрело различительную способность ввиду длительности использования. Однако не стоит рассчитывать на это, поскольку доказать различительную способность своей продукции подчас не удастся даже известным брендам.

Например, «Макдональдс» так и не удалось официально закрепить за собой название бургера Big Tasty, и это несмотря на известность продукта, который у большинства людей ассоциируется именно с этой сетью ресторанов быстрого питания. А вот создателям компании «Много мебели» повезло больше – им удалось зарегистрировать товарный знак.

В действующем законодательстве отсутствует четкое описание понятий «известность» и «различительная способность». Поэтому при принятии окончательных решений сотрудники Роспатента руководствуются собственными соображениями. Соответственно, подходы разных экспертов могут отличаться, а потому регистрация описательного названия – это всегда лотерея. Поэтому выбирать его желательно лишь в том случае, если предприниматель не против, чтобы такое же название было и у других фирм.

Ассоциативные названия

Такие названия уже намекают на суть продукта, не называя его на прямую и не описывая его свойств. Правильно подобрав такое название, бизнесмен сможет выделиться на фоне конкурентов. Однако придумать хорошее ассоциативное название не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Всегда остается риск того, что сотрудники Роспатента посчитают его описательным или указательным, выделив в неохраняемый элемент.

Семантически нейтральные названия

Речь идет о таких названиях, которые не указывают на товары или же их свойства. Соответственно, они охраняются уже сами по себе, независимо от графического исполнения логотипа. В данном случае исключается риск отказа, который характерен для описательных, ассоциативных и указательных названий.

Хорошим примером нейтрального названия является то, которое связано с географией. Но в этом случае важно, чтобы место никак не было связано с продуктом. То есть, зарегистрировать такое название не получится, если продукция производится только в определенном регионе. Например, владельцу кафе удалось без проблем зарегистрировать название «Везувий». То же самое касается и компании «Атакама», специализирующейся на производстве обогревателей. Такие названия в Роспатенте посчитали семантически нейтральными.

Выдуманные названия

Это наиболее надежный вариант. Такие названия также называют фантазийными. Используя слово, которого нет в словарях, гражданин может быть уверен в том, оно не было защищено товарным знаком ранее.

Поскольку такие названия не указывают на товары или их свойства, то и зарегистрировать их будет проще. Кроме того, оригинальное название способно выделить компанию на фоне конкурентов.

К категории фантазийных названий так же относят фамилии и их производные. Например, «Тинькофф банк». Причем в некоторых случаях Роспатент может попросить предпринимателя, чтобы тот подтвердил, что имеет отношение к заявленной фамилии. И если окажется, что это фамилия ИП или одного из учредителей ООО, то проблем с регистрацией не возникнет.

Исключением выступают акронимы и аббревиатуры. Несмотря на то, что они также могут выглядеть, как выдуманные, по мнению Роспатента, они не обладают различительной способностью. Соответственно, с регистрацией товарного знака в данном случае могут возникнуть сложности.

На практике защитить аббревиатуру компании будет тяжело даже в том случае, если она приобретает различительную способность и становится известной. Например, KFC и BMW смогли зарегистрироваться далеко не сразу. Причем процесс оформления в некоторых странах вызвал ряд сложностей.

Названия в виде акронимов уходят корнями в СССР. Речь идет о таких названиях, как Оптторг и Тяжметпромстрой. С регистрацией такого товарного знака также могут возникнуть сложности. И проблема заключается в том, что эксперты разбирают такие названия на части, расценивая их в качестве указаний на конкретные продукты или их описания. По этой причине зарегистрировать такой акроним можно будет только одновременно с логотипом.

Совсем другое дело, когда акроним имеет вид выдуманного слова. Тогда его зарегистрируют без каких-либо проблем.

Как выбирается название для бизнеса

Подбор названия обычно происходит следующим образом: бизнесмен придумывает несколько вариантов. Затем осуществляется проверка занятых, отсеивание плохих, а из оставшихся выбирается одно название. Причем к данному процессу нередко подключают юриста.

Проверка названия

Чтобы убедиться в том, что выбранное название не занято, необходимо искать информацию в официальной базе Роспатента. Информация предоставляется на платной основе. Каждый поиск по товарным знакам будет стоить 59 рублей, по заявкам – 295 рублей.

В целях экономии, начинать лучше с бесплатных баз. Здесь будет представлено меньше данных, однако они полностью соответствуют базе Роспатента. Соответственно, если бесплатная база покажет, что название уже занято, то платить за его проверку не имеет смысла.

Поиск предельно прост: вбиваем название товарного знака в специальной графе. Далее обращаем варианты не только на совпадения, но и на то, к каким классам они относятся. Например, если бизнесмен решил открыть небольшой кондитерский цех, то сервис ремонта бытовой техники вряд ли будет ему конкурентом. Потому у организаций, относящихся к разным классам, могут быть аналогичные названия.

После проверки по бесплатным базам следует прогнать названия по базам Роспатента. Если совпадений не найдено – можно подавать заявку на регистрацию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector