Маршрутный бизнес привлекает предпринимателей своими невысокими капиталовложениями, быстрой окупаемостью, постоянным спросом на услугу. Несмотря на все плюсы, поставить машину на маршрут совсем не просто: ниша конкурентная и пробиться бывает очень сложно. Маршрутное такси – один из наиболее популярных видов общественного транспорта, ценят его за быстрое передвижение по городу и относительно недорогой проезд.
- Что такое маршрутка с точки зрения закона?
- Что нужно для открытия маршрутного такси?
- Оформление бизнеса и налогообложение
- Лицензия на пассажирские перевозки
- Выбор автобуса и внесение его в реестр
- Требования к обслуживанию маршрутного такси
- Как поставить автобус на маршрут
- Насколько реально открыть новое направление
- Сколько зарабатывают на маршрутном такси
- Выбор персонала
- О чем еще стоит позаботиться
- Подводные камни бизнеса
Что такое маршрутка с точки зрения закона?
Таких определений как «маршрутка» или «маршрутное такси» в законодательстве не существует, это сугубо народные названия. Но у этих названий есть конкретное описание, состоящее из двух пунктов:
- Маршруткой называют преимущественно микроавтобусы марок «Газель» или «Mercedes-Benz», а также небольшие автобусы и их модификации.
- Маршрутные такси принадлежат частным фирмам (ИП и ООО), они не получают поддержки от государства и сами оплачивают все расходы.
В 2013 году закон приравнял все транспортные средства, занимающиеся перевозкой людей, независимо от владельцев, к транспорту общественного пользования. Частные фирмы обязали выполнять Автомобильный устав и Правила перевозок людей, так же, как и государственный транспорт. Но, зачастую, все происходит наоборот: гонки на дорогах, остановки в неположенных местах, забитые остановки, автобусы не в лучшем состоянии. Все это служит причинами частых жалоб людей на транспорт и условия перевозки.
Что нужно для открытия маршрутного такси?
Бизнес-план маршрутного такси должен учитывать в расчетах два пункта: экономический и административный.
Экономический пункт включает в себя:
- Покупку транспортного средства.
- Расходы на обслуживание машины.
- Налоги, оформление лицензии.
- Расчеты доходности бизнеса.
Административный пункт связан с покупкой прав на определенный маршрут. Именно от маршрута зависит поток пассажиров, доход бизнеса. Лучше всего, перед покупкой транспорта и начала оформления всех документов, определиться по какому именно маршруты вы планируете ездить, узнать, сколько будет стоить покупка прав на маршрут.
Оформление бизнеса и налогообложение
Большая часть владельцев маршрутного такси регистрируют себя как Индивидуального предпринимателя, так получается дешевле, быстрее и освобождает от нужды вести бухгалтерский учет.
Документы для регистрации ИП:
- Паспорт, копия паспорта, ИНН.
- Заявление и регистрации.
- Оплата госпошлины (квитанция).
Пример написания заявления можно посмотреть на сайте налоговой.
Коды ОКВЭД, подходящие для такого бизнеса:
- 31.21 — пассажирские перевозки по городским маршрутам.
- 39.11 — пассажирские перевозки по межгороду.
- 39.1 — пассажирские перевозки на экскурсии, в туристические туры.
При регистрации указывайте все возможные виды кодов, даже если они вам не понадобятся. Но в случае, если захотите работать по ним, придется опять идти и регистрировать новые коды.
Налогообложение пассажирских перевозок самое выгодное – ЕНДВ, при условии, что автопарк не превышает двадцать транспортных средств. Суть такого налогообложения заключается в том, что не нужно вести учет доходов и расходов, налог взимается с начальной доходности на одно посадочное место.
Лицензия на пассажирские перевозки
Межгородские, пригородные и городские перевозки свыше восьми человек относятся к деятельности, на которую нужно оформлять лицензию. Вместимость автобуса определяют по его техническим характеристикам. Ее выдают органы Ространснадзора, получить которую может как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.
Заявление на выдачу лицензии подается в Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН).
Перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению:
- Документы о регистрации ИП и выборе системы налогообложения.
- Документы на транспорт, свидетельства из ГИБДД.
- Полис страхования транспортного средства, копия техосмотра.
- Документы о включении транспорта в Реестр категорированных объектов и присвоение ему категории.
- Декларация о наличии стоянки, либо ее аренде.
- Бумаги о наличии помещения для ремонта и техобслуживания машин.
- Трудовые книжки, медосмотр, водительские права сотрудников.
- Документы об оборудовании машин системами спутниковой навигации.
- Наличие штатного медработника, для проведения плановых осмотров персонала.
Выбор автобуса и внесение его в реестр
Предприниматель сам должен решить, какие автобусы приобрести. Все зависит от финансовых возможностей, условиях местности, расходов на обслуживание. Специалисты не рекомендуют покупать б/у транспортное средство старше трех лет, новую машину можно взять в кредит или лизинг.
Главным преимуществом маршруток всегда считали мобильность, поэтому владельцы отдают предпочтения автобусам малой вместимости.
Отдав предпочтение покупке б/у средству, уточните у владельца, включена ли машина в реестр. Без этого невозможно будет получить лицензию.
Новую машину предстоит оформлять лично. Этим занимается Федеральное дорожное агентство, куда необходимо направить информацию письмом или в электронном виде.
Предоставить нужно такие данные:
- Документы о регистрации перевозчика.
- Копии ПТС и регистрации ТС.
- Свидетельство о балансовой стоимости машины.
- Документы о праве собственности на машину.
Требования к обслуживанию маршрутного такси
Список необходимых документов для получения лицензии собрать совсем не сложно. Но в перечень требований входит еще несколько пунктов:
- Соблюдение требований закона о безопасности дорожного движения.
- Соблюдение Устава дорожного движения и Правил перевозки пассажиров.
За выполнением этих требований следят сотрудники ДПС и Ространснадзора.
К лицензионным требованиям относятся:
- Предрейсовый контроль состояния транспорта.
- Оформление путевого листа на каждую машину.
- Медицинский осмотр водителей перед выездом.
- Страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства.
- Комплектация транспорта техническими средствами контроля.
Как поставить автобус на маршрут
Выбор и согласования маршрута занимает у начинающего предпринимателя много времени и доставляет некоторые проблемы. Перевозить людей там, где хочется, просто невозможно, никто не даст право на это начинающему владельцу. В крупных городах почти все маршруты забиты до отказа, а свободные остаются только самые неудобные маршруты или менее прибыльные.
Чтобы узнать о свободных местах, нужно обратиться в местный департамент транспорта, заключить с ними договор для выхода на маршрут.
Открыть новый маршрут тоже довольно сложно, их разрабатывает Министерство транспорта и органы местного самоуправления с учетом множества экономических, социальных факторов.
Насколько реально открыть новое направление
Задумываясь над тем, как открыть маршрутное такси, тщательнее всего необходимо распланировать маршрут. Планируя собственный рейс, с учетом пассажиропотока, ценовой политики, можно быть уверенным в его рентабельности.
Для успешного запуска маршруток необходимо тщательно все изучить и взвесить. Люди с осторожностью будут относиться к инновациям в данной сфере. Так же потребуется время, чтобы люди узнали о новом маршруте, стали на нем ездить – это может занять 1-2 месяца.
Сколько зарабатывают на маршрутном такси
Чтобы рассчитать возможную прибыль маршрутного такси, нужно определить среднюю выручку за день. Зачастую, одна машина приносит от 3 000 до 5 000 рублей в день. Из этой суммы уходит 1000 на оплату труда водителя, 500 – в пенсионный фонд, расходы на топливо и ремонт – 1000 рублей. Итого, мы получаем чистую прибыль с одной машины в 500 – 2 500 рублей.
Выбор персонала
Главные требования к водителям маршрутного такси – наличие водительских прав нужной категории и стаж езды за рулем от 5 лет. Лучше всего, чтобы водитель был спокойным, доброжелательным человеком, чтобы не возникало конфликтных ситуаций с пассажирами. Помимо этого, водитель не должен иметь какие-либо медицинские противопоказания к работе.
Так же следует нанять людей на такие должности:
- Бухгалтер, для ведения отчетности.
- Автомеханик, для обслуживания транспортных средств, проведения ремонтных работ.
- Медработник, для проверки здоровья водителей перед выездом.
- Контролер, для большего удобства водителей, чтобы они не отвлекались от дороги.
О чем еще стоит позаботиться
Маршрутный бизнес довольно многогранный. Можно запросто обеспечить себе дополнительный заработок, развесив в своем транспортном средстве рекламу.
Можно использовать:
- Рекламу внутри салона. Расклеить плакаты, вложить буклеты.
- Реклама на наружной поверхности машины.
- Устраивать заказные перевозки на экскурсии, праздники.
Предпринимателю стоит так же позаботиться о своевременном осмотре транспортных средств и персонала, можно нанять охранника на автостоянку.
Подводные камни бизнеса
Бизнес на маршрутках является довольно закрытой сферой, из-за большого количества денежных средств находящихся в нем. В крупных городах все самые прибыльные маршруты давно и так забиты до отказа. Новичку в этой сфере, решивши играть по-честному, будет нелегко.
Сфера очень высококонкурентна. Предприниматели часто недооценивают количество затрат на ремонт и обслуживание техники. Они сталкиваются с проблемой ремонта транспорта, который из-за жесткой эксплуатации машины является дорогим и недолговечным.
Повысить выручку предприниматель не может, ему запрещено самостоятельно повышать тариф проезда. Тарифные планы маршруток не меняются годами, а затраты на обслуживание постоянно растут.
Бизнес-план маршрутного такси является удачным вложением средств, если вы готовы к жесткой конкуренции и уверены в своих силах. Услуги маршруток пользуются огромным спросом у населения, что гарантирует стабильную выручку. Но, нужно с умом подойти к выбору маршрута. Данный бизнес требует серьезных вложений денег и сил, но специалисты утверждают, что все непременно окупится.