MENUMENU

Как открыть аптеку

На данный момент аптечный бизнес остается одним из наиболее удачных видов предпринимательской деятельности. С каждым годом потребность населения в лекарствах все увеличивается, а потому правильный подход к делу позволит вам иметь высокий стабильный доход.

Планируя открыть аптеку, вам следует учитывать довольно большой уровень конкуренции в данной сфере. Как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах существуют успешные аптечные сети, которые используют эффективные схемы привлечения клиентов. Поэтому начинать такой бизнес следует с оценки рынка.

Изучив плюсы и минусы своих прямых конкурентов, вы сможете наметить точный курс своей деятельности. А достигать поставленных целей, исключая риски, позволит грамотно составленный бизнес план аптеки. Этот документ содержит в себе расчеты ориентировочных расходов и доходов выбранной деятельности, позволяя спланировать действия по продвижению определенной бизнес идеи.

Определяемся с месторасположением

От правильного расположения аптеки во многом зависит успешность такого бизнеса. Рассмотрим наиболее приемлемые варианты:

  1. Улицы с большой проходимостью. Особенно удачным считается размещение аптеки вблизи торгового центра или супермаркета. Также хорошим вариантом будет расположение рядом с крупной остановкой.
  2. В помещении ТЦ или супермаркета. Лучше всего размещать аптеку на пути в торговый отдел. Такое расположение позволит вам быстро выйти на точку безубыточности бизнеса. Дело в том, что пришедшие в супермаркет люди изначально настроены на совершение покупок, имея определенный запас денег. Ключевыми особенностями таких аптек являются: большой объем стартовых вложений, отсутствие конкуренции и высокие показатели рентабельности благодаря высоким наценкам.
  3. Спальные районы. В этом случае очень важно оценить наличие конкурентов. Не желательно располагать заведение в непосредственной близости к действующей аптеке. Для аптек, расположенных в спальных районов, обычно характерны низкие наценки.

Определяемся с форматом заведения

На данный момент существует два формата аптек:

  1. Заведение самообслуживания. Отличный вариант для размещения в супермаркетах и точках с активным трафиком, где наблюдается ежедневная проходимость более 1000 человек.
  2. Прилавочный формат. Это традиционные аптеки, которые располагаются преимущественно в спальных районах и улицах с хорошей проходимостью.

Выбор помещения

Помещение должно полностью соответствовать требованиям действующего законодательства, предъявляемым к аптекам. Желательно, чтобы вложения в реконструкцию были минимальными. Учтите, что перепланировка помещения потребует дополнительных расходов, поскольку любые строительные работы должны быть узаконены.

Обязательно произведите оценку входной группы. Перед помещением не должно располагаться большого количества ступеней. Помните о том, что многие клиенты аптек являются пожилыми людьми, которым будет тяжело подниматься и спускаться по длинной лестнице.

Если помещение обладает большими витражами, то это позволит вам разместить визуальную рекламу. Увеличению посетителей способствует и наличие стоянки, расположенной в непосредственной близости от аптеки.

Анализируем конкурентов

Открытие аптеки требует правильной оценки конкурентной среды в радиусе 1 км вокруг заведения. Специалисты выделяют несколько видов конкурентов:

  1. Местные аптечные сети. Это точки, которые располагаются по всему городу, предоставляя постоянным покупателям различные скидки и бонусы. Вы можете ориентироваться на уровень цен в таких аптеках для формирования собственной ценовой политики.
  2. Крупные сети национального масштаба. Региональная специфика в данном случае не учитывается, поскольку ассортимент и стоимость лекарств формируются специальными маркетинговыми отделами. Ввиду того, что такие сети способны закупать товар большими партиями, им нередко предоставляют скидки от поставщиков.
  3. Традиционные аптеки. Такие заведения пользуются популярностью среди представителей среднего и старшего возраста. Как правило, уровень цен в этих аптеках будет выше, чем в первых двух вариантах. Ассортимент продукции является довольно широким, однако лекарства часто завозятся в недостаточных количествах.
  4. Интернет аптеки. На данный момент торговля лекарства через интернет не получила широкого распространения в нашей стране. Тем не менее, такой бизнес считается сегодня весьма перспективным.

Таким образом, при открытии небольшой аптеки, основными конкурентами следует считать местные и общенациональные сети.

Инвестиционные вложения

Чтобы открыть аптеку, вам придется потратить довольно большую сумму денег. Основными статьями расходов являются:

  1. Аренда помещения.
  2. Проведение ремонтных работ.
  3. Оформление ООО и получение необходимой разрешительной документации.
  4. Расходы на установку охранной и пожарной сигнализации. Если речь идет о круглосуточной аптеке, то стоимость таких услуг возрастет.
  5. Приобретение стеллажей и необходимой мебели для торговых площадей и бытовых помещений.
  6. Подключение интернета и телефонной линии.
  7. Приобретение и установка оргтехники.
  8. Затраты на рекламу. Речь идет об изготовлении вывески и ее монтаже, внутреннем оформлении помещения, печати листовок, изготовления баннеров и т. д.

О постоянных и переменных издержках

На начальных этапах развития любой бизнес нацелен на достижение точки безубыточности. Речь идет о том моменте, когда общий объем затрат становится равным доходам. Для определения точки безубыточности вам следует учесть как постоянные, так и переменные издержки.

Постоянными называются те затраты, которые не зависят от объемов товарооборота. Речь идет об оплате труда персонала, арендной плате и т. д. Переменные же затраты могут изменяться в зависимости от товарооборота аптеки. Это транспортные расходы, комиссионные траты, расходы по таре и т. д. В отличие от постоянных, переменные издержки невозможно запланировать, их уровень можно лишь спрогнозировать.

При оценке расходов по бизнесу, необходимо учитывать каждый вид затрат в отдельности. Для каждого заведения соотношение постоянных и переменных издержек может быть различным. К примеру, если сотрудник получает фиксированную зарплату, то товарооборот аптеки не способен повлиять на его личный доход. Если же ему выплачивается определенный процент от продаж, то ситуация в корне меняется.

Маркетинговый план

Чтобы аптечный бизнес приносил хороший доход, необходима грамотная рекламная кампания. Она должна включать в себя следующие действия:

  1. Создание наружной рекламы. Привлечь внимание потенциальных посетителей можно правильным оформлением фасада заведения. Вход должен хорошо просматриваться со стороны тротуара и дороги. Его желательно подсветить и выделить на общем фоне здания. Использование наружной рекламы будет полезно для информирования клиентов об акциях, скидках и т. д.
  2. Размещение штендеров, билбордов в радиусе 500-1000 метров от аптеки. Яркие стрелки и вывески, указывающие на ваше заведение, станут отличным способом привлечь покупателей.
  3. Дополнительные услуги. Выгодным решением будет расположение при аптеке консультационного кабинета.
  4. Разместите в торговом зале те препараты, которые находятся на пике популярности. При этом очень важно не переусердствовать с количеством рекламы, поскольку подобное ведет к рассеиванию внимания посетителя.
  5. Удачное зонирование аптеки также является отличным решением для повышения продаж. Располагайте витрины таким образом, чтобы увеличить количество так называемых «горячих» зон.

Кроме того, на начальных этапах развития аптечного бизнеса очень эффективными будут следующие виды рекламы:

  • раздача листовок промоутерами;
  • плакаты на торговых центрах;
  • адресная рассылка в интернете;
  • в том случае, если у вас уже имеется аптека с наработанной клиентской базой, то сообщения об открытии нового заведения можно разослать на мобильные телефоны клиентов;
  • размещаем объявления в интернете, печатных изданиях, местных СМИ и т. д.

О персонале

Сотрудник – лицо вашего заведения, а потому следует основательно подойти к подбору персонала. Штат работников может отличаться, в зависимости от формата заведения. К примеру, для успешной работы аптеки самооблуживания необходимы следующие специалисты:

  1. Заведующий. На первых порах вы можете выполнять функции заведующего самостоятельно. Со временем на эту должность можно будет нанять опытного специалиста.
  2. Консультант торгового зала. Это должен быть человек с высшим образованием.
  3. Охранник.
  4. Уборщица.
  5. Провизор.

Если же речь идет об аптеке прилавочного типа, то вам потребуется нанять следующих сотрудников:

  1. Заведующий.
  2. Уборщица.
  3. Провизор.

Вне зависимости от вида аптеки, повышение товарооборота во многом зависит от сотрудников. Мотивация персонала в данном случаем может быть проведена двумя способами:

  1. Материальный. Ставка + %. При выполнении определенного плана возможно получение дополнительных бонусов.
  2. Нематериальный. Основывается на выдаче грамот и ценных подарков, а также размещение фотографий наиболее отличившихся сотрудников на доске почета.

Алгоритм открытия аптеки

Готовый бизнес план включает в себя этапы создания аптеки:

  1. Оформление ООО.
  2. Поиск помещения и заключение договора аренды.
  3. Ремонт и отделка помещения.
  4. Установка охранной и пожарной сигнализаций.
  5. Подписание договоров с охранной фирмой и пожарной службой.
  6. Исследование объекта лицензионной комиссией.
  7. Заседание комиссии.
  8. Получение лицензии.
  9. Покупка и установка необходимого оборудования и оргтехники.
  10. Реклама заведения.
  11. Подбор персонала, определение рабочего расписания.
  12. Утверждение ассортимента и заключение договоров с поставщиками.
  13. Определение уровня цен.

Сколько стоит открыть аптеку

Точная сумма стартовых вложений в бизнес зависит от ряда факторов, среди которых площадь помещения, стоимость аренды, объем ремонтных работ и т. д. Рассмотрим приблизительные инвестиции в такой бизнес:

  1. Аренда помещения за первый и последний месяцы – 100000 рублей.
  2. Ремонт помещения и внутренняя отделка – 100000.
  3. Закупка торгового оборудования – 90000.
  4. Установка сигнализаций – 50000.
  5. Проведение коммуникаций – 90000.
  6. Оформление, получение лицензий и всех необходимых разрешений – 100000.
  7. Покупка оргтехники и кассового оборудования – 90000.
  8. Формирование ассортимента – 300000.
  9. Прочие издержки – 50000.

Таким образом, для открытия небольшой аптеки вам потребуется стартовый капитал в размере 970 тысяч рублей.

Помимо стартовых, бизнес будет требовать и ежемесячных вложений. Рассмотрим их более подробно:

  1. На зарплату персонала будет уходить около 80000 рублей.
  2. Страховые отчисления составят 24000.
  3. Оплата коммунальных услуг – 10000.
  4. Охрана – 20000.
  5. Транспортные 10000.
  6. Реклама – 10000.
  7. Прочие расходы – 15000.

Всего в месяц вы будете тратить около 170 тысяч рублей. Учитывая среднюю наценку в 30%, точка безубыточности составит 858 тысяч рублей в месяц. Достичь такого оборота удастся уже в конце второго квартала. Приблизительно через полгода после открытия, бизнес будет приносить вам около 50 тысяч рублей чистой прибыли. К концу года ежемесячная прибыль увеличится втрое. При таких показателях полная окупаемость бизнеса происходит за 8-10 месяцев работы.

Факторы риска

При разработке бизнес плана по открытию, вам следует учесть и возможные риски подобного бизнеса. Рассмотрим их подробнее:

  1. Колебания валютного курса. Поскольку немалая доля лекарств импортируется из других стран, то падение курса рубля может стать серьезной проблемой для аптечного бизнеса.
  2. Серьезная конкуренция. Малые и крупные аптечные сети устанавливают низкий уровень цен, конкурировать с которым будет довольно сложно.
  3. Изменения на законодательном уровне, регулирующие продажу лекарств.
  4. Невозможность закупить товар в достаточном количестве.

К тому же, следует понимать, что аптечный бизнес тщательно контролируется государством. Поэтому недобросовестная работа может привести к серьезным последствиям. Чтобы не допустить непоправимых ошибок, вам следует проконсультироваться с фармацевтами и юристами еще на этапе создания бизнес плана аптечного пункта. Следуя советам профессионалов и ведя честную деятельность, вы сможете иметь стабильный доход.

Загрузка ...
Adblock detector