MENUMENU

Как открыть свою радиостанцию?

радио как бизнес

Каждому человеку от природы дана способность к самовыражению. Но одни теряют ее в повседневной рутине, а другие ищут пути проявления своих творческих начал. Хорошим способом самореализации является открытие радио в своем городе. Это возможность заявить о себе, как о личности целеустремленной, эрудированной, полной креативных идей, которыми можно поделиться с общественностью.

Наравне с реализацией своих способностей, данный вид деятельности может стать успешным бизнесом, принося постоянный немалый доход. Правда, он потребует больших денежных вложений, физических усилий и получения множества разрешительных документов. Но если найти серьезных спонсоров, готовых помочь в реализации удачного проекта, ответственно подойти к организации всего процесса, то буквально через год-полтора результаты не заставят себя ждать.

Бизнес можно построить даже на обыкновенной сдаче в аренду своих радиочастот, но для этого их нужно официально зарегистрировать и получить разрешение на использование. О том, как пошагово реализовать задуманный план, куда обращаться и какие оформлять документы, расскажет эта статья.

Как открыть свое радио FM: пошаговая инструкция

Неплохо задуматься об этой идее людям, получившим в журналистике или в качестве радио-, телеведущих предварительный опыт. Но и его отсутствие не может стать преградой для целеустремленных личностей, имеющих в запасе интересные проекты. В создании своего эфира помогут такие действия:

  • Постройка или аренда верхнего этажа в высотном здании.
  • Оборудование студии звукозаписи.
  • Закупка аппаратно-студийного комплекса.
  • Разработка своей радиоволны.
  • Продвижение коммерческой рекламы и пр.

Люди с опытом утверждают, что немаловажную роль играет продуманное название компании. Оно станет своего рода визитной карточкой радиоточки. Поэтому должно быть легко запоминающимся, коротким, но при этом интересным, отражающим основное направление работы.

Концепция

Нужно знать, что с самого начала работать полномасштабно не получится. Придется пройти пробный тестовый период. Во-первых, это требование предъявляется Главным радиочастотным центром – ГРЧЦ – дающим разрешение на начало деятельности. Во-вторых, это связано с тем, что на завоевание внимание слушателя должно уйти некоторое время. Поэтому открыть свою радиостанцию лучше всего под эгидой известного радиовещательного бренда, который имеет определенное проверенное направление. Тем более, что раскрученные бренды предоставляют возможность начинающим радиоточкам бесплатный трафик на определенное время.

Открывшись в качестве регионального радио, можно предоставлять эфир для рекламы местных небольших офисных предприятий или фирм. Такой ход будет обоюдовыгодным. Знаменитые компании вряд ли захотят иметь дело с новичками.

Но сначала к открытию проекта необходимо привлечь спонсоров, так как одному можно попросту не потянуть. Затраты предстоят большие, поэтому нужно составить четкий бизнес-план, который поможет убедить инвесторов в гениальной идее, способной в короткие сроки окупиться. В плане должны быть представлены подробные расчеты, от первоначальных и ежемесячных затрат до размера доходов и сроков окупаемости. Поэтому желательно найти сразу нескольких потенциальных рекламодателей, которые будут обеспечивать денежные поступления.

Регистрация юридического лица

Чтобы получить официальную лицензию на открытие радиостанции, необходимо зарегистрироваться в качестве ООО –юридического лица или ЗАО – закрытого акционерного общества. Закон Российской Федерации не предусматривает работу в радиовещании как ИП.

Кроме обычных документов, подаваемых в ФНС, и уплаты налога в 20 тысяч рублей нужно выработать Устав предприятия и указать в заявлении частоту, на которой будет работать точка, перечислить используемое оборудование, указать юридический адрес, а также все возможные направления будущей деятельности с указанием соответствующих ОКВЭД.

Узнаем точные координаты

Следующая инстанция – Роскомнадзор, который передает все необходимые для утверждения сведения в ГРЧЦ – Главный радиочастотный центр. В Роскомнадзор придется обращаться не один раз, в частности для регистрации заведения в качестве СМИ. Вместе с такими сведениями как закрепленная за станцией частота волн, мощность технического оборудования (передатчика), радиус территориального покрытия, нужно указать точное месторасположение передатчика (координаты долготы и широты).

Кроме того, разрешительные органы должны быть осведомлены о тематическом направлении радиоточки. Все вопросы решаются намного проще на региональном уровне, в индустриальных центрах и конкуренция выше, и сложнее пробиться на свою волну, и больше бюрократической волокиты.

Перед тем как открыть свою радиостанцию FM, необходимо иметь на старте не менее 650 тыс/р (более $10 тыс.). На эту цифру можно равняться в небольшом городе с численностью 200-500 тыс. человек. На все оформление документов может уйти более шести месяцев. К тому же, выйти в первый эфир нужно не позже, чем через год, иначе все придется начинать заново.

Документы для открытия радио

Выбрать помещение, закупить специальное оборудование и привести здание к надлежащему виду с соблюдением подходящей акустики – оказывается не самое хлопотное дело. Наибольшие усилия потребуются для получения лицензии, а этому будет предшествовать:

  • Прохождение регистрации в Роскомнадзоре в качестве СМИ.
  • Выбор или индивидуальная разработка частоты радиоволны с утверждением в ГРЧЦ.
  • Получение разрешений на использование частот в соответствующих структурах.
  • Снова посещение Роскомнадзора с целью получения десятилетней лицензии.

Отдельно остановимся на предпоследнем пункте. Все не так просто, даже если радиочастота уже выбрана. Ее использование должны одобрить такие структуры как НИИ Минобороны, отдельные воинские части, охранные, государственные органы. Самостоятельно пройти эту процедуру вряд ли получится. Поэтому самым приемлемым вариантом станет обращение за платной услугой в любой местный филиал от ГРЧЦ. Да, придется заплатить около 150 тысяч рублей, но зато все будет оформлено без ошибок, быстро и без лишних нервов.

Разработка частоты вещания и получение разрешения на использование

Чтобы пользоваться выбранной частотой в течение десяти лет, необходимо подать заявку в МПТР. Эта организация подберет свободную частоту в пределах 87,5 – 108 МГц. Если таковой не окажется, то ее нужно будет разработать. После этого заявка поступает в Главный радиочастотный центр, и передается для расчетов в НИИР – Научно-исследовательский институт радио.

Эта услуга тоже платная, и зависит от используемой радиотехники. Чем мощнее аппаратура, тем она обойдется дороже. На цену влияет также удаленность региона от центра и наличие электромагнитных колебаний. Точные расчеты будут предъявлены при получении разрешения в ГРЧЦ. Не стоит гнаться за слишком высокими частотами. В данном случае результат покрытия зависит от не от мощности передатчика и частоты, а от того, насколько высоко расположена антенна.

Конкурс на вещание

Как было сказано выше, часто бывают случаи, когда свободной радиочастоты нет. Тогда ее нужно рассчитать. Но на нее могут претендовать и другие радиоточки. В этом случае в регионе устраивается конкурс на достойного обладателя. Такое мероприятие не проводится в населенных пунктах, где число местных жителей составляет менее 200 тысяч.

Победить в конкурсе на открытие радио в своем городе непросто. Нужно представить самые лучшие планы на использование частоты. Место и время его проведения указаны в специальных региональных службах по надзору в сфере связи или же на официальном сайте radioportal.ru. Обычно мероприятие проводится два раза в год. Чаще всего победителями становятся те, кто планирует использовать полученную радиочастоту для сдачи в аренду. Такое использование в комиссии считается наиболее рентабельным, а значит быстро окупится.

Регистрация вашего радио как СМИ и радиопередатчика

Ответственным моментом является обязательная регистрация предприятия в качестве СМИ. Для этого необходимо обратиться в Роскомнадзор. В данном случае будет играть роль территориальное покрытие радиоточкой. Для начала следует заключить договор с известной радиокомпанией, чтобы опробовать частоту в ретрансляции.

Проверка может длиться около месяца. Инстанция займется идентификацией уникального названия. Поэтому оно должно быть оригинальным. По истечение срока проверки радиостанции будет выдано свидетельство зарегистрированного передатчика. Весь остальной пакет документов остается в местном отделении службы Роскомнадзора.

Получаем лицензию на осуществление радиовещания

Прежде всего, перед тем как открыть радиостанцию, необходимо подготовить проект с замыслом и направлением деятельности радиоточки. Без него документы к рассмотрению не примут. К основному пакету документов нужно приложить пояснительную записку – сопроводительное письмо – с дополнительной информацией и подать прошение на выдачу лицензии в Роскомнадзор.

Тот, кто уже проходил подобную процедуру, советует заранее включить в статью расходов приличную сумму на командировки. Их будет несколько. Вопрос требует детального рассмотрения, уточнений с личным присутствием кандидата на открытие бизнеса. Если все требования высших инстанций будут удовлетворены, то останется получить в том же Роскомнадзоре:

  • Лицензию на регистрацию передатчика – операторскую.
  • Непосредственно лицензию на вещание – услуги связи для прямых эфиров.
  • Документ, позволяющий пользоваться определенной радиочастотой в течение десяти лет.

Кроме того, придется оплатить лицензионный сбор. Он может составлять до 30 минимальных зарплат (по России). Есть возможность получить разрешение и бесплатно, обратившись непосредственно в МПТР. Но в данном случае нужно быть предельно внимательными при заполнении заявления, которое подается строго по форме, а также на полный пакет документов. Иначе этот комплект будет пересылаться неоднократно туда-обратно до тех пор, пока все не будет оформлено без ошибок.

Покупаем оборудование

Прежде чем открыть свою радиостанцию FM-диапазона и закупить соответствующую аппаратуру, необходимо выбрать подходящее место для студии. Это может быть обычная квартира на самом верхнем этаже многоэтажки. Чем выше – тем лучше. Однако при этом следует учесть наличие комнаты для звукозаписи и другого помещения для проведения прямых эфиров. Студия должна иметь соответствующую звукоизоляцию и в то же время отличную акустику. Качество передаваемого звука будет влиять на формирование слушательской аудитории.

Для ведения прямого эфира достаточно закупить антенну и хороший радиопередатчик. Для более широкого покрытия антенну нужно расположить на высокой мачте. Хорошо, если в городе есть такая в распоряжении связистов. Тогда можно наладить контакт и договориться об установке. Хорошая антенна может стоить от двух до трех тысяч долларов.

Специалисты утверждают, что мощность радиопередатчика играет малую роль в решении вопроса о дальности вещания, поэтому увлекаться этим показателем нет смысла. Но в любом случае это электронное устройство довольно дорогое, стоимостью до десяти тысяч долларов, и требует специфических условий хранения. Комната с этим аппаратом должна быть сухой, а значит хорошо отапливаться в зимнее время. К тому же будет уместно поставить в помещении сигнализацию и камеру наблюдения.

Для студии звукозаписи дополнительно потребуются:

  • ПК – персональный компьютер.
  • Специальный пульт для записи.
  • Пульт для ведения прямого эфира.
  • Вспомогательное оборудование: кабели, коннекторы (разъемы), наушники, микрофоны и прочее.
  • Фидер.

На приобретение этой техники понадобится не менее $13 тысяч. К ним нужно добавить услуги по монтажу, а это не менее $ 5 тысяч.

В качестве сотрудников можно пригласить менеджера по рекламе, звукооператора, ди-джея, бухгалтера. Роль администратора может взять на себя владелец бизнеса. На зарплату нужно заложить не менее 100 тысяч рублей в месяц. В конечном итоге, чтобы открыть радиостанцию в своем городе, понадобится не менее $ 30 тысяч.

Реклама и продвижение

Сделать успешный старт без рекламной кампании не получится. На этой статье экономить не рекомендуется, иначе, на раскрутку уйдет слишком много времени, а время – это деньги, потраченные впустую.

Можно использовать предложение от известных радиостанций, которые дают возможность начинающим партнерам выходить в эфир с ретрансляцией их передач на безвозмездной основе. Но эта услуга не может длиться бесконечно. За два-три месяца нужно постараться заявить о себе как можно громче, а затем уже предоставлять свой рекламный эфир для зарабатывания денег.

В небольших городах с рекламой проще, поскольку здесь информация распространяется сама собой. О том, что в каком-то районе устанавливается новая антенна весь город будет знать уже на следующий день. Но с местной администрацией следует «подружиться» заранее, пригласив управленцев, например, на открытие радиоточки. В этом случае они будут первыми клиентами по размещению свой рекламы на новом радио.

Совет по быстрому открытию радиостанции

Как открыть свое радио, чтобы начать сразу зарабатывать? Ведь в дело придется вложить более $ 30 тысяч. И это не значит, что прибыль начнет поступать с первого дня выхода в эфир. Понадобится время, чтобы о новой волне узнало как можно больше людей при условии, что передачи будут интересными и востребованными.

Для начала можно привлечь к раскрутке инвесторов, которые впоследствии станут основными заказчиками на рекламу в радиоточке. Конечно же спонсоры имеют свой резон. Они смогут пользоваться особыми льготными условиями радиоточки. Быстрее выйти на рынок поможет также начинание с ретрансляций программ знаменитых брендов. Начать деятельность можно под их эгидой, а немного позже можно уже выходить в эфир с собственным сценарием.

Еще одним быстрым вариантом может стать приобретение уже существующей радиоточки. Во-первых, это будет стоить несколько дешевле, чем открытие с нуля, во-вторых, не придется тратить время на оформление многочисленных бумаг с разрешениями и лицензиями. Правда такие предложения поступают не часто, зато если повезет, то бизнес начнет себя оправдывать буквально с первого месяца.

Способы монетизации

Организация своей студии звукозаписи при радиостанции позволит не только делать свои передачи, а сможет приносить дополнительный доход, если предоставлять помещение в аренду или на платной основе оказывать свои услуги другим.

Коммерческая реклама – основной источник доходов любой радиостанции. Несмотря на присутствие телерекламы и продвижение через интернет, радио остается популярным и эффективным средством распространения информации. Именно поэтому его услугами продолжают пользоваться.

Но коммерция – не единственное направление для монетизации радио-бизнеса. Региональные власти и ведущие партии довольно охотно размещают социальную и политическую рекламу на местных радиоточках, щедро оплачивая эту услугу из бюджета. Эту возможность не стоит упускать из виду.

Загрузка ...
Adblock detector