Использование чужого товарного знака: что говорит закон

Создавая сайт, предприниматель может несколько раз нарушить авторские права, даже не подозревая об этом. И чаще всего нарушение возникает при размещении на портале чужих фотографий или рисунков, ведь даже если картинка находится в свободном доступе, это еще не означает, что у нее нет правообладателя.

Аналогичная ситуация может произойти и с логотипами компаний. Ниже мы рассмотрим, можно ли размещать чужие логотипы на своем сайте, и что за это будет владельцу ресурса.

Можно или нет

Гражданин может разместить чужой логотип на своем сайте в следующих ситуациях:

  1. Он получил разрешение от правообладателя.
  2. Логотип размещается в некоммерческих целях.

В иных ситуациях правообладатель может потребовать, чтобы нарушитель убрал его логотип со своего сайта. Если последний проигнорирует это требование, на него могут подать в суд. И в этом случае дело может обернуться необходимостью выплаты компенсации в размере до 5 миллионов рублей.

Какие права можно нарушить, разместив чужой логотип на сайте

Большинство пользователей воспринимают логотип, как обычную картинку, используемую компанией для маркировки своих продуктов. В действительности же логотип можно одновременно рассматривать как два объекта интеллектуальной собственности:

  • товарный знак;
  • произведение.

В юридической среде подобные случаи именуют двойной правовой природой.

Итак, любое произведение является результатом чье-либо творческого труда. Например, человек нарисовал картинку. С этого момента она охраняется законом. И неважно, речь идет о картине или же логотипе для ресторана быстрого питания. Все это – объекты авторских прав. Соответственно, у них имеется правообладатель. И именно ему принадлежат исключительные права на произведение.

Товарным знаком называют обозначение, которое было зарегистрировано в Роспатенте. Речь идет о названиях и изображениях. Регистрация товарного знака нужна для того, чтобы повысить узнаваемость продукта – выделить его на фоне продукции конкурентов.

Товарный знак охраняется законом. Таким образом, без разрешения правообладателя посторонние лица не имеют права использовать зарегистрированное обозначение или похожее на него.

Если человек без разрешения публикует на своем сайте чужой логотип, то он может нарушить как авторские права, так и право на товарный знак. Все зависит от особенностей конкретного дела.

Если было нарушено исключительное право на произведение, то правообладатель может подать на виновника в суд, потребовав компенсации. Ее размер составляет от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Аналогичные суммы выплат предусмотрены за незаконное использование товарного знака.

Хуже, если человек нарушил оба права сразу. Тогда правообладатель может взыскать две компенсации. Соответственно, максимальная сумма выплаты может достигнуть 10 миллионов рублей. Однако такие компенсации выплачивают только те компании, которые использовали чужой логотип в коммерческих целях и получили от этого значительную материальную выгоду.

В каких случаях разрешено использовать чужие логотипы

Чтобы понять, можно ли использовать чужой логотип, нужно определить цели такого использования. Например, человек может разместить лого для зарабатывания денег или же в некоммерческих целях.

Логотип цитируется в некоммерческой публикации

Например, дизайнер ведет блог и решил рассказать о стилях дизайна логотипов. Он пишет статью, в которой публикует с десяток известных лого. Подобное не запрещено, и никакой ответственности за это не предусмотрено.

Многие люди думают, что цитировать можно только текст. В действительности же это не так. Закон не запрещает цитировать картинки, аудио, видео – все, что угодно.

Чтобы не нарушить авторские права, при цитировании нужно соблюсти следующие требования:

  1. Указываем имя автора.
  2. Ссылаемся на источник цитаты.
  3. Размещаем объект без каких-либо изменений.
  4. Размер цитаты должен оправдываться целью цитирования. То есть, это не должно быть несколько страниц текста.
  5. Цитату используют в образовательных, научных, критических, культурных или информационных целях. То есть, гражданин не зарабатывает деньги на чужом логотипе.

Выше перечислены лишь общие правила, которых следует придерживаться. Но в случае с логотипами бывают и свои нюансы. Например, имя автора в большинстве случаев оказывается неизвестным. Поэтому владелец сайта может разместить разве что ту компанию, которой принадлежит логотип.

Другой нюанс связан с размером цитаты. Закон не запрещает копировать лого полностью. Однако в таком случае получается неоднозначная ситуация, ведь цитата не должна полностью воспроизводить произведение. Тем не менее, на практике споров, связанных с некоммерческим использованием чужих лого, практически не возникает.

Чаще всего правообладатели судятся с теми лицами, которые пытаются исковеркать их логотипы или же нажиться на их использовании. Если же предмет интеллектуальной собственности упоминается в статье с соблюдением всех правил цитирования, то нарушения не будет, и вряд ли кому-то удастся доказать обратное.

Логотип используется для бизнеса с согласия правообладателя

Если человек планирует использовать в своем бизнесе чужой логотип, то ему придется попросить разрешения у правообладателя. Например, дизайнер заключил контракт с компанией на создание рекламной листовки. В соглашении необходимо указать, что заказчик дает исполнителю право использовать результат деятельности на своем сайте для рекламы.

Поэтому, неважно, какие именно материалы предприниматель хочет разместить на своем сайте. Он в любом случае должен предварительно договориться с правообладателями, получив их согласие. Такой подход позволит избежать ряда проблем в дальнейшем.

Если клиент не желает оформлять согласие, но возражает против использования логотипа

Только письменное согласие позволит избежать проблем с правообладателями. Поэтому, если бизнесмен отказывается оформлять этот документ, то лучше не использовать его логотип. Устное согласие в данном случае ничего не решает. И если впоследствии бизнесмен передумает, он по-прежнему сможет засудить того, кто использовал логотип без письменного разрешения.

Альтернативой письменному согласию может стать переписка по электронной почте. Иногда достаточно написать руководителю организации и объяснить ему ситуацию. Например, человек пишет, что является владельцем сайта и хотел бы использовать логотип компании в определенных целях. И если обратившийся не планирует наживаться на имидже фирмы, то ему, скорее всего, разрешат разместить лого на своем сайте.

Вряд ли после подобного согласования кто-то надумает судиться с гражданином. Если же все же надумает, то переписка по электронной почте может использоваться в качестве доказательства в суде.

Наказание за использование чужих логотипов

Допустим, человек нарушил правила цитирования логотипа, выложив его на своей странице в соцсети. В таком случае вряд ли кто-то будет подавать на него в суд. Как правило, юристы правообладателя идут более легким путем: пишут жалобу в техподдержку, после чего модератор попросту удаляет спорную публикацию. На этом конфликт заканчивается.

Совсем другое дело, если права были нарушены предпринимателем или компанией. В отличие от рядового пользователя, найти бизнесмена будет легче. К тому же, с него можно взыскать серьезную компенсацию за незаконное использование логотипа. Рассмотрим несколько таких ситуаций.

Предприниматель без разрешения опубликовал логотипы своих клиентов на сайте

Допустим, ИП имеет сайт, на котором есть раздел «Портфолио». Здесь он публикует логотипы своих заказчиков. Так поступают практически все предприниматели, но при этом нужно учитывать один нюанс. Даже качественно выполненная работа не дает исполнителю право использовать логотип заказчика на своем сайте.

Само собой, довольный клиент вряд ли будет обращаться в суд. Однако если он все же захочет это сделать, то у исполнителя могут возникнуть проблемы.

С другой стороны, клиент ведь может оказаться и недовольным. И хуже всего, если он натравит своих юристов на исполнителя. Тогда тот и узнает, что использование объекта авторских прав без разрешения является нарушением. Причем пострадавшая сторона может требовать до 5 миллионов рублей компенсации.

В суд заказчик обращаться, скорее всего, не будет. А вот претензию исполнителю вполне может прислать.

Во избежание такой ситуации, у гражданина будет два варианта:

  1. Указывать названия фирм-заказчиков текстом, без копирования графических логотипов.
  2. Прописывать в договоре пункт о том, что клиент разрешает исполнителю использовать логотип в портфолио на сайтах и страницах в соцсетях.

ИП публикует в портфолио лого тех фирм, с которыми никогда не работал

Когда дизайнер делает первые шаги на рынке, он может оказаться в затруднительном положении. Оно возникает тогда, когда клиенты просят у исполнителя показать портфолио, но показывать попросту нечего. И здесь у многих начинающих предпринимателей возникает соблазн выложить на своем сайте логотипы крупных компаний, выдав их за своих клиентов.

Как правило, такие дизайнеры думают, что потенциальные заказчики эту информацию проверить не смогут, а представители тех компаний, чьи логотипы они разместили, о таком обмане попросту не узнают. Но даже если и узнают, то наказать такого исполнителя – это сложная задача. В данном случае ситуация будет такая же, как и с взысканием морального вреда, когда судиться приходится долго, а денег в результате удается получить мало. Поэтому если в суды и обращаются, то исключительно из принципа.

Совсем другое дело – это защита авторских прав. Здесь потерпевший может рассчитывать на крупную компенсацию. Однако назначат лишь в том случае, если нарушитель:

  • умышленно использовал чужой логотип;
  • обманывал людей, нарушив чужие авторские права;
  • наживался на имени фирмы, то есть, использовал логотип в коммерческих целях.

Но даже если предприниматель смог нажиться на имидже компании, это еще не свидетельствует о том, что его обяжут выплатить ей 5 миллионов. Как правило, судьи значительно снижают суммы исков. И в лучшем случае размер компенсации составит несколько десятков тысяч рублей.

Уволившись из компании, дизайнер завел себе сайт с портфолио

Допустим, дизайнер проработал в фирме несколько лет, а затем поругался с начальством и уволился. Для поиска клиентов он создает сайт, на котором публикует те работы, которые были созданы им, когда он был сотрудником компании.

Этот человек – нарушитель. Работая на фирму, он рисовал логотипы по рабочим заданиям. Он заключил с компанией трудовой договор, и создание изображений было его обязанностью, за что он и получал зарплату.

В подобных ситуациях все созданные произведения считаются служебными. Соответственно, исключительные права на них принадлежат работодателю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: