Оценка бизнеса: как проводится

Любое предприятие должно приносить прибыль своему владельцу. А чтобы понимать, где прибывает, а где убывает, какие вложения рентабельны и вообще насколько хорошо работает система, нужно проводить оценку бизнеса. Обязательно она делается перед продажей.

Что это такое и в каких случаях нужно?

Оценка бизнеса – это процедура, которая позволяет рассчитать рыночную стоимость предприятия, эффективность извлечения из него прибыли, перспективы этой коммерческой деятельности и стабильность работы предприятия в целом.

Объясним проще: оценка бизнеса показывает, сколько он приносит денег, насколько вероятно то, что он и дальше будет хорошо/плохо работать.

Проведение оценочной процедуры нужно в следующих случаях:

  • Если кто-то хочет взять в аренду действующее дело.
  • При продаже бизнеса полностью или его части.
  • При разработке новых инвестиционных направлений, проработке стратегии развития.
  • Для переоценки фондов.
  • При реорганизации фирмы/компании/предприятия другой организационно-правовой формы.
  • Если предполагается выпуск и продажа акций.
  • Для оптимизации деятельности.
  • Если предполагается изменение формата ведения бизнеса или смена руководства.
  • При передаче активов компании в качестве залогового имущества.
  • Если доли предприятия планируется передавать в уставной фонд холдинга.
  • При оформлении страховании компании.
  • При процедуре банкротства.

Из чего складывается рыночная стоимость бизнеса? При анализе учитывают такие показатели:

  • Активы и пассивы предприятия.
  • Кадры.
  • Показатели доходности за все периоды, а также за отдельные промежутки времени.
  • Конкурентные преимущества.

Конечно, при подробном анализе будут приниматься во внимание и другие факторы, но вышеперечисленные являются базовыми.

Как оценить бизнес? Используемые методы

Способов оценки бизнеса довольно много, но основных всего 4:

  • По понесенным затратам.
  • По суммарной стоимости активов.
  • По отраслевым аналогам.
  • По прогнозу денежного потока.

Подробнее о каждом методе того, как рассчитывается стоимость бизнеса при продаже, расскажем дальше.

По понесенным затратам (расходам)

Здесь используется данные активов и пассивов.

Активы – это оборотные и необоротные средства, а пассивы – краткосрочные расходы компании и долговые обязательства. Например, расходы на выплате кредитов или лизинга.

Оценка по понесенным затратам подразумевает вычисление разницы между активами и пассивами предприятия. Такой способ оценки самый простой, но в тоже время объективный и показательный. Чаще всего его использует для определения рентабельности молодых предприятий.

По суммарной стоимости активов

Здесь используется вышеописанный метод, но дополнительно изучается полная стоимость акций предприятия, проводится капитализация. Этот способ используется для крупных компаний и собственников большой коммерческой недвижимости.

По отраслевым аналогам

Метод базируется на показателях о покупках и продажах близких по профилю предприятий. Он имеет как положительные, так и отрицательные стороны:

  • Понятен, дает собственнику реальные показатели, так как базируется на текущей рыночной ситуации.
  • Он не рассматривает перспективы развития дела, к тому же при оценке нужно хорошо понимать экономические особенности деятельности.

По прогнозу денежного потока

Такой метод используется не столько для реальной оценки бизнеса, сколько для определения его перспектив, возможного размера дохода в дальнейшем. Подобный метод оценки используют часто инвесторы, так как он дает им понимание того, стоит ли вкладывать в это свои средства и сколько можно будет на этом заработать.

Как выбрать компанию для оценки?

Как рассчитать стоимость бизнеса при продаже должна хорошо знать та компания, которую вы выберите в подрядчики. Выбирать нужно очень тщательно, так как от итоговой оценки будет зависеть вообще понимание рентабельности предприятия.

Если это профессионал, то он:

  • Имеет хороший опыт работы в этой сфере.
  • Использует актуальные и понятные методы оценки бизнеса.
  • У него есть список клиентов.
  • Ведет прозрачную деятельность.

Обратите внимание, что специалисты, которые будут проводить оценку, обязательно должны иметь страховку своей деятельности и разрешительные документы.

Какие документы подготовить для оценки?

Точный перечень вам скажет подрядчик. Но, как правило, базовым является следующее:

  • Правоустанавливающие документы предприятия.
  • Устав компании.
  • Свидетельство о государственной регистрации.
  • Список объектов компании, ценных бумаг, имущества.
  • Перечень дочерних фирм, филиалов, если такие есть.
  • Бухгалтерские и налоговые отчетности.
  • Данные по кредитам и прочим долговым обязательствам, если такие есть.

Дальше с компанией, которая будет проводить оценку, согласовывается модель, по которой будет проводится анализ, согласовываются сроки. По окончанию работ собственник бизнеса получает полный отчет о деятельности и рентабельности своего предприятия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector