Геймификация в соцсетях: как продвигать сообщества с помощью игровых механик + реальные кейсы

Привет! В этой статье мы поговорим о геймификации в социальных сетях.

Продвижение в социальных сетях — относительно молодая ниша. Также нет нормальной основы, на которой можно было бы собрать основную методологию и применить ее к нише. Поэтому новинки в SMM подходят лучше всего. И одним из этих относительно новых, но не до конца изученных элементов является геймификация. 

Что такое геймификация

Геймификация — давний тренд. Суть его в том, что в игровой форме человек может делать все, что угодно. Обучение в игровой форме, работа, забота о своем здоровье, выбор определенных продуктов и т.д. Геймификация сейчас активно используется во многих нишах, в том числе в маркетинге.

Геймификация — это реализация игровой механики для достижения целей.

В случае продвижения в социальных сетях добейтесь активности для сообщества с помощью игровых методов. Вы можете увеличить количество подписчиков, продаж, активности в виде лайков и комментариев и даже улучшить количество отзывов на картах и ​​на сайте. Все это можно сделать, просто познакомив с некоторыми игровыми приемами.

Кто придумал геймификацию

Геймификация существует уже давно, конкретного названия для нее просто не было. Люди применяют на работе некоторые игровые приемы, чтобы побудить своих сотрудников работать лучше и зарабатывать больше денег для компании. А потом кто-то сказал: «Давайте назовем это геймификацией». И тут началось. Сначала его подхватили известные спикеры: Гейб Сикерманн и Джейн МакГонигал, Ю-Кай Чоу, а потом все вышло в интернет.

Так что точно неизвестно, кто изобрел эту концепцию и внедрил ее в повседневную жизнь. Но с уверенностью можно сказать, что Билл Гейтс был одним из тех, кто первым понял суть геймификации и ее положительные характеристики. Вот история:

Microsoft находится посреди дороги. Собраны лучшие сотрудники. Заработная плата высокая, обязанностей не так много. И нужно мотивировать сотрудников выполнять рутинную задачу: искать ошибки. Большинству лучших разработчиков это не нравилось. И сейчас ему это тоже не нравится. И лениво ищет насекомых. Как их мотивировать? Деньги? Это не поможет. Угроза увольнения? Это лучшие сотрудники, этого нельзя делать.

И решение было элегантным и простым. Гейтс просто взял и составил оценку, основанную на количестве обнаруженных ошибок. В офисе была только небольшая вывеска, обновляющая данные о найденных ошибках. Больше ничего. И эффект был потрясающий. Все разработчики тут же бросились искать ошибки и поборолись за первое место в рейтинге. Теперь их пришлось насильно доставить домой.

Можно сказать, что это один из первых подходов к геймификации, который получил хорошие результаты и заслуживает отдельного упоминания в современной истории менеджмента.

И самое интересное, что приза не было. Ни призов, ни билетов, ни выходных. Только внутренняя оценка и не более того. И эта ситуация стала одним из поворотных моментов в истории использования игровой механики. Многие другие компании, которые знали об этом, начали активно использовать аналогичные приемы и добивались успеха там, где другие методы не работали. А сейчас многие говорят, что будущее за геймификацией и что через 10-15 лет почти все будет в игровой форме. Даже банальное похудение или просто забота о своем здоровье покажется увлекательной игрой, которая будет интересна каждому.

Почему это вообще работает

Однозначно ответить на этот вопрос можно только фразой: это игры. И это действительно многое объясняет. Все в нашей жизни с чисто психологической точки зрения — игра. Во всем есть предустановленные правила и условия для победы. Даже в обычном разговоре. Есть правила — есть цель — есть награда. Все. Но если отойти от абстрактности, то можно выделить три основных характеристики, которые позволяют привлекать людей:

  1. Соперничество. Важно, чтобы человек мог соревноваться с другими людьми за определенные результаты. Это мотивирует его, заставляет работать лучше и постоянно демонстрирует, что он может делать что-то более эффективно, чем другие.
  2. Условия понятные. Это то, чем сейчас горят многие маркетологи. Нам нужны понятные и простые условия, сочетание которых может привести к победе. Чем больше и лучше вы делаете, тем больше у вас шансов.
  3. Возможность выиграть для всех. Кто угодно может выиграть, если соблюдает правила. И это действительно важно. Даже если шансы крайне низкие, если приза достаточно, все будут стараться выиграть.

Все это с чисто психологической точки зрения. Кроме того, маркетологи, использующие методы геймификации для работы с клиентами, любят вовлекать их в различные психологические уловки. Подобно временным ограничениям, дальнейшему стимулированию посредством рекламы, новых наград и т.д., это делает геймификацию эффективным инструментом для работы с большой аудиторией. А в социальных сетях очень большая аудитория.

Как продвигать сообщества в соцсетях с помощью игровых механик

Теперь о конкретной пошаговой инструкции. Он будет очень подробным, чтобы создать целую систему того, как должна применяться игровая механика.

Шаг 1. Определитесь с социальной сетью. 

В каждой социальной сети есть свои тенденции. И вы должны использовать разные игровые механики, чтобы играть по правилам. Вконтакте, основная игровая механика нацелена на получение обратной связи. Чтобы люди выполняли какие-то простые действия, например, писали определенное слово и имели возможность получить хорошие награды.

Вконтакте подходит для динамических обложек, которые подсчитывают активность пользователей за определенный период времени. Количество лайков, репостов и комментариев. И каждый день, неделю или месяц показывают, у кого лучший результат. А чтобы вдохновить людей на участие в этой игре, достаточно ввести какой-то драгоценный приз.

У Facebook такая же схема работы, как и у Vk. Единственная разница в том, что сейчас Facebook интересует гораздо меньше людей. Это и понятно, основной слой аудитории англоязычный и зачем нужно столько людей, если компания по-прежнему обслуживает русскоязычную аудиторию. Плюс Facebook неудобен для маркетологов, ведь для запуска рекламной кампании нужно пройти все 7 кругов ада. И повлиять на то, примут это модераторы или нет, практически невозможно.

В Instagram дела обстоят немного иначе. Есть игры в двух форматах. В рассказах и контенте на стене. Во-первых, о содержимом стены. Чаще всего игровая механика реализована в гивах. Это просто вопрос раздачи призов или денег за подписку на канал. Крайне неэффективная вещь с точки зрения активности пользователей и продаж, но позволяет пополнять аккаунт реальными людьми. Даже если они просто участвуют в таких конкурсах.

Но самое интересное начинается в рассказах. Это лучшее, что можно использовать для продвижения в аккаунте Instagram, который уже мало рекламируется. Рассказы можно сравнить с добычей компьютерных игр.

Lootbox — это сундук с сокровищами в игре. Человек знает, что с ним может случиться, но в то же время не знает, что именно с ним будет в этот раз. Этакое казино.

Даже с рассказами. Они собирают огромные просмотры, и если вы правильно используете эту функцию, вы можете привлечь большое количество людей к важным темам. Важно чередовать разные форматы. Рекламный пост — ответ на вопросы — забавное видео — ответ на вопросы — коммерческий пост — рассказ о чем-то важном и т.д. Истории не должны повторяться все время. Это убивает весь принцип, делающий их такими привлекательными. Человек не знает, что там, и надеется на что-нибудь интересное.

Шаг 2. Выбор игр для конкретной ниши. 

Каждая ниша по-разному воспринимает определенные соревнования. И не на каждый проект, например, будут приходить бесплатные подарки и небольшие подарки на каждый день. Возьмем банальный пример. Группа Вконтакте, занимающаяся продажей бюджетных товаров. Пакетированный фаст-фуд. Что мы можем там сделать:

  1. Халява.
  2. Соревнования активности (угадай что-нибудь, угадай, игровые ассоциации).
  3. Небольшая игра, которая займет до 30 минут от одного человека.

Все. Больше ничего. Никаких сложных миссий или розыгрышей скидок. Просто потому, что товар дешевый, люди не будут выполнять сложные действия ради наценки, копаться и что-то искать на улице. У меня была похожая вещь в моем недавнем опыте продвижения по службе. Вместе с маркетологом я придумал поиск фаст-фуда, который состоял всего из трех этапов: поиск сообщения — поиск комментария под ним — поиск ссылки на награду. Обыск приостановлен на 3 месяца, и никто даже ничего не предпринял.

Или обратный пример. Настоящий случай Adidas. Ребята хорошо обыскали. Они провели трансляцию на Youtube и показали некоторые места, рядом с которыми были спрятаны кроссовки из новой коллекции. И эффект был просто бомбой. Новая коллекция — дорогие кроссовки от Adidas — возможность получить их просто так. Тысячи людей вышли на улицы города и начали их искать. Ажиотаж огромный, интерес просто безумный, а маркетологи наслаждались результатом своих действий. Правильное действие.

Вот почему вы должны понимать свою нишу и аудиторию. Для компаний с невысокой стоимостью товаров лучше всего подходят простые игры, практически ничего не требующие от человека. Более ценные награды уже можно искать. Если вам просто нужны участники конкурса, положите дорогой приз за приземленный розыгрыш. Но если вам нужен азарт, то можно заняться чем-нибудь интересным и запоминающимся.

Но бывают и исключения. Самый запоминающийся из них: компания занимается продажей VIP-билетов на самолет. Частные корабли и тому подобное. И они начинают небольшую игру «посадить самолет». Используя экран смартфона, нужно было управлять самолетом и заставить его приземлиться. А десятки тысяч клиентов застряли. А потом позвонили смеясь и заказали билеты.

Шаг 3. Представляем эти игры. 

придумать хорошую игру — это круто и круто. Но разработать для этого все правила во много раз сложнее. Просто потому, что в своей голове, на листе бумаги или в документе на компьютере вам придется подумать обо всех условиях и событиях, которые могут произойти, и попытаться их все обойти. Расскажу свой пример:

Я придумал конкурс. Суть была такая: человек должен фотографироваться на нашем заводе или в нашей продукции, и за это он получает определенные баллы. Он получает дополнительные баллы за лайки, а если фото размещено в группе, он получает еще один бонус. Каждые 100 очков — новый приз, лучше предыдущего. Учитывая то, что люди даже так раскидывали картинки, идея родилась.

правда, сначала мы должны были установить лимиты и подробно обсудить с клиентом, что нам нужно количество наград, которое было указано изначально. Потому что:

  1. Мы не можем заранее подсчитать, сколько людей захотят участвовать.
  2. Кто из них не забьет и дойдет до конца в прогрессе.
  3. Менеджерам также необходимо будет периодически подсчитывать количество баллов.
  4. Все издательские решения мои и не обсуждаются.
  5. Должны ли лайки решать больше, чем факт публикации (нет, поэтому для лайков есть ограничение на количество баллов).

В итоге идея конкурса родилась быстро. Но на разработку всех мелочей ушла почти неделя. Более полное согласие по всем вопросам. Поэтому разработать четкие правила проведения соревнований сложнее, чем «получить удовольствие и получить шанс выиграть приз». И даже при полноценной разработке всегда могут быть косяки и костыли, о которых изначально не задумывались.

Шаг 4. Анализ результата. 

Это самое главное. Все игры должны что-то приносить. В социальных сетях это может быть три основных показателя:

  • Активность — лайки, репосты, комментарии.
  • Новые подписчики.
  • Прямые продажи.

необходимо измерить результат и сравнить его с основным занятием. Если вам просто нужно привлечь пользователей в группу, а затем сделать из нее платформу продаж, в первую очередь нужно ориентироваться на количество подписчиков, а затем на бизнес. Если это группа компаний, нужно ориентироваться только на продажи. Другие показатели не будут отражать результативность так, как это делают продажи. На ранней стадии, когда группа только развивается, вы можете сосредоточиться на подписчиках и деятельности. Но тогда это не имеет смысла, потому что основная задача группы — продавать.

Итак, если какая-то игровая механика приводит к увеличению основного показателя, вы должны его применить.

Банальный пример. Мы берем одну и ту же еду из наиболее популярных и простых в продвижении ниш. Сейчас людей все чаще привлекают через конкурсы репостов и лайки. Не задумываясь о том, какой будет выход. Большинство халявщиков прибывают из конкурсов, которые просто репостят все, что попадется им на глаза, а клиенты — 1-2 человека. И таких же покупателей можно было привлечь гораздо дешевле.

Это подробная инструкция, которая позволит вам провести практически любой конкурс в разных социальных сетях. Но он все равно ориентирован на Вконтакте, потому что главное установлено специально для этой социальной сети. Вконтакте продать что-либо намного проще, чем в условном Instagram или Facebook.

Реальные кейсы продвижения с помощью игровых механик

Теперь о чехлах. Самое интересное и полезное.

1. M&M’s и их крендели. Просто гениальное решение о соотношении «затраченные усилия» — «результат». Ребята только что разместили фото в Facebook в честь выпуска конфет нового типа.

Геймификация в соцсетях: как раскручивать сообщества с помощью игровой механики + реальные кейсы

Необходимо было найти спрятанный крендель. И это все. А как следствие — 11 тысяч комментариев, 26 тысяч лайков и активный интерес к новому виду продукции. И все это было сделано по фото. Простая механика геймификации и отличный подход.

2. Кроссовки Adidas. Тот же случай, несколько раз цитируемый в статье. Маркетологи решили провести интересный поиск. Кеды из новой коллекции спрятали по городу.

Геймификация в соцсетях: как раскручивать сообщества с помощью игровой механики + реальные кейсы

3. Вот пример того, как этого не делать. Компания ТТК решила поиграть со своими пользователями. Придумал слово.

Геймификация в соцсетях: как раскручивать сообщества с помощью игровой механики + реальные кейсы

Конкурс для дошкольников, о котором все догадываются. Им тоже удалось получить отрицательную реакцию. Не думайте, что ваши пользователи глупы. В противном случае это окажется очень неприятным делом.

И несколько небольших, но интересных примеров.

4. Сообщество информационных предпринимателей, называть которого мы не будем. Он запустил новый продукт, курс по зарабатыванию денег. Для участия нужно заплатить 4000 рублей. И одновременно запускаются чат-бот и игра Вконтакте. Игра Вконтакте выполнена в виде магазина, в котором пользователь может выбрать все курсы и купить их за реальные деньги или монеты, которые выдаются для выполнения заданий, которые были заранее написаны в группе. И есть чат-бот, который награждает комментарии под постом. Достаточно было написать «лотерею», и человек получил возможность выиграть монеты, билет на курс или бесплатный приз из активов информационного бизнесмена. Просто и гениально.

5. Стикеры Вконтакте. Сложно вспомнить, какая из компаний была первой. Наверное, кока-кола. Они ввели серию наклеек, и для того, чтобы разблокировать остальные, необходимо выполнить определенные задания. Тысячи людей разместили фотографии, разместили хэштеги и всячески продвигали бренд за возможность приобрести стикеры. Потом к этому присоединился Сбербанк, за ним Дирол и многие другие.

6. Ну вроде без Додо. Они великолепны в плане разного творчества. В канун Нового года они начали загадку Додо. Люди написали слово в комментариях, получили кусочек пазла. Если собрать пазл полностью, можно получить некий продукт. Игра максимально проста, ее можно настроить на выдачу ограниченного количества призов, но она всех поразила. Да и сама механика даже не заслуживала бы внимания, если бы не такой эффект.

Советы по внедрению игровых механик в конкретных сообществах

И напоследок пара советов, которые могут пригодиться при работе с социальными сетями и реализации игровой механики:

  • Всегда нужно концентрироваться на конечной цели. Если целью является увеличение продаж, все действия должны быть направлены на увеличение продаж. И это основная идея и идея, которая должна быть при реализации не только игровой механики, но в целом при работе с социальными сетями.
  • Геймификация клиентов дает разные результаты. Для разных вещей нужны разные игры. Вы можете заполнить группу людей, вы можете увеличить бизнес, вы можете повысить интерес к компании, появиться в СМИ и так далее, и все это работает в разное время. Конкурс лайков и репостов сразу даст результат. Внедрите динамическое освещение и вознаграждение за активность за пару недель. Миссии и игры постепенно дадут результат в течение пары месяцев. Но масштабное творческое мероприятие, если вы привлечете к себе внимание, за пару часов превратится в ленту новостей и продлит волну еще на несколько месяцев.
  • Не повторяйте действия слишком часто. Публика к ним привыкнет и будет приходить в группу поработать, посмотреть, что интересно, поучаствовать, а не купить. Все игры — это либо небольшое, постоянное мероприятие, направленное на стимулирование продаж, либо разогрев аудитории перед каким-либо событием (или в честь него).
  • Если какой-то формат не подходит, дело не только в этом. Результат зависит от ряда факторов, а также от времени публикации рекламы для широкой публики. Это означает, что вам нужно проводить обычные масштабные тесты и постоянно все настраивать, чтобы понять, работает то или нет.

Совет простой и общий, но мало кто из заказчиков и специалистов действительно задумывается над ним всерьез. Многие слишком привязаны к определенным показателям, забывая, что продвижение в социальных сетях — это не только количество лайков, репостов и подписчиков. Все это продажи, и их можно продать несколькими способами.

Геймификация — отличный инструмент для продвижения сообществ в социальных сетях. Просто занимайтесь креативными делами, разрабатывайте и внедряйте новое и результат не заставит себя ждать. И даже провинциальная компания может привлечь огромное количество клиентов, если правильно реализует то, что вызовет эмоции у потенциального покупателя. И не будет хуже, чем Adidas. Учитывая масштабы, конечно. 

Рекомендуем прочитать: Заработок в социальных сетях — 7 способов для новичков и с чего начать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector