В процессе внешнеэкономической деятельности или международной торговли большой объем товаров перемещается из одного государства в другое. Чаще всего грузы едут транзитом через несколько стран, да еще и разными видами транспорта. Такие процессы осуществляются на основании контрактов или международных договоров поставки. Практически в любом из них вы увидите трехбуквенные обозначения (например, EXW, DAP, FCA, CIP).
За каждой из этих аббревиатур кроется международное правило поставки из перечня Инкотермс. Эти правила имеют и другие названия: «термины» или «базисы». В статье мы разберем, какие есть базисы, на что они влияют и какой базис нужно выбрать продавцу или покупателю с разным опытом в внешнеэкономической деятельности.
- Свод правил Инкотермс: зачем его создали
- Сотрудничество с Китаем и Инкотермс
- Как правильно прописать условия поставки в документах
- Разновидности и отличия базисов
- Базисы Инкотермс в таблице
- Важное про страховой полис
- Как расшифровывается базис группы Е
- EXW — Ex Works — «Франко завод»
- О переходе рисков от продавца к покупателю
- Сложности работы по базису EXW
- Как расшифровываются базисы группы F
- FCA – Free Carrier – «Франко перевозчик»
- FAS – Free alongside ship – «Свободно вдоль борта»
- FOB – Free on board – «Свободно на борту»
- Работа с грузами в Иране: что нужно учесть
- Как расшифровываются базисы группы С
- CFR – Cost & Freight – «Стоимость и фрахт»
- CIF – Cost Insurance and Freight – «Страхование и фрахт»
- CIP – Carriage and Insurance Paid to – «Перевозка и страхование оплачены до»
- CPT — Carriage Paid To — «Перевозка оплачена до»
- Как расшифровываются базисы группы D
- DAP — Delivered At Point — «Поставка в пункте»
- DPU — Delivered Named Place Unloaded — «Поставка на место выгрузки»
- DDP — Delivered Duty Paid — «Поставка с уплатой пошлин»
- Популярные базисы в прошлых версиях Инкотермс
- Как покупателю выбирать Инкотермс
- Как выбрать базис новичку
- Как выбрать базис опытному предпринимателю
- Как выбрать базис, если вы взяли кредит под сделку
- Как выбирают базис осторожные импортеры
- Какой базис выбрать, если вы продаете товары
- Подводим итоги
Свод правил Инкотермс: зачем его создали
В любой международной сделке существует множество условий, которые стороны должны согласовать между собой. Например, это вопросы организации доставки, времени и места передачи товаров от продавца к покупателю и ответственности за возможные инциденты во время транспортировки.
Но прописывать каждое из этих условий в контракте отдельно – долго. К тому же, контракты читают не только стороны сделки, но и третьи лица:
- брокеры и логисты;
- финансовые эксперты и бухгалтеры обеих сторон;
- специалисты в области международных грузоперевозок;
- инспекторы по налогообложению и страхованию;
- таможенные службы и банковские сотрудники.
Все эти люди работают на разных этапах и в разных местах, а также разговаривают на разных языках. Чтобы обеспечить единое понимание условий поставки, были разработаны правила Инкотермс. Они позволяют всем участникам сделки выбирать соответствующий процессу ВЭД термин из установленного списка. Каждый термин уже включает в себя набор фиксированных условий, что облегчает процесс согласования и нивелирует необходимость детального описания каждого условия в контракте.
Каждый базис из правил Инкотермс определяет фиксированный набор условий, включая:
- Место передачи товара.
- Момент перехода рисков, то есть когда товар перестает быть ответственностью продавца и становится ответственностью покупателя.
- Распределение обязанностей между сторонами в отношении страхования груза, таможенных процедур при ввозе и вывозе, а также выполнения операций по погрузке и разгрузке.
- Вид транспорта, выбранный сторонами сделки, будь то морской, авиационный или сухопутный.
- Обязательства продавца и покупателя по отношению к партии товара и транспортным средствам на транзитных грузовых терминалах.
Выбрав определенный термин из Инкотермс, стороны соглашаются с соответствующим набором условий. Но учитывайте, что базис не отвечает за переход права собственности от продавца к покупателю. Этот пункт всегда согласовывается и прописывается в контракте независимо от термина.
Сотрудничество с Китаем и Инкотермс
Китай не участвует в международном соглашении Инкотермс, поэтому использование описанных в статье базисов при работе с этой страной невозможно. В соответствии с местным законодательством термины не имеют юридической силы. Поэтому в контрактах с китайскими поставщиками взаимные обязательства и риски прописываются подробно по каждому пункту в соответствии с договоренностями.
В случае возникновения судебных споров подробный контракт будет работать даже лучше, чем если бы вы использовали Инкотермс. Если вы сделаете все юридически грамотно с точки зрения китайского законодательства, то это позволит вам успешно применять санкции к поставщику, если он будет действовать недобросовестно.
Как правильно прописать условия поставки в документах
Базис поставки фиксируется в:
- контракте;
- спецификации на товар;
- и в инвойсе (счет).
В любом из этих документов, вы увидите что-то вроде: EXW Гуанчжоу, Китай (Инкотермс 2010). Первые три буквы «EXW» – это название базиса поставки. В данном случае термин подразумевает самовывоз, то есть покупатель обязан самостоятельно забрать товар со склада продавца, выполнить погрузку и провести все экспортные таможенные процедуры.
Затем указывается место, где продавец передает товар покупателю. В нашем примере это город Гуанчжоу в Китае. В конце пишется ссылка на правила Инкотермс, из которых был взят данный базис. Международная торговая палата разработала первую версию этого перечня еще в 1936 году, но в связи с постоянными изменениями в мире и в условиях международной торговли, периодически выходят новые версии: Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010 и самая последняя версия – Инкотермс 2020.
Каждая новая редакция Инкотермс не аннулирует предыдущие версии, и стороны сделки могут использовать любую из них в зависимости от договоренностей. Главное, чтобы выбранный базис был прописан в документах, что обеспечит ясность и однозначное понимание условий сделки.
В 2023 году нельзя просто указать 15-миллионный город Гуанчжоу в документах. Важно настоять на том, чтобы продавец написал почтовый адрес, по которому нужно забрать груз. Иначе это может обернуться непредвиденными расходами для вашего бизнеса: доехать до удаленного промышленного района и организовать там доставку может быть очень дорого.
Разновидности и отличия базисов
Стороны решают, какой выбрать базис при согласовании условий международной сделки. Все зависит только от умения продавца и покупателя договариваться. Все базисы разделены на четыре группы и маркируются латинскими буквами от E до D. Такое распределение соответствует нарастающей степени обязанностей и рисков для продавца.
- Группа E. Это самовывоз. В этой группе все риски переходят к покупателю после получения товара на складе продавца.
- Группа F. Продавец отвечает за прохождение таможенных процедур в своей стране и погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем. Дальнейшая доставка и растаможка лежат на покупателе.
- Группа C. В этой группе продавец организует и оплачивает доставку, риски переходят на покупателя после передачи груза перевозчику. Продавец обязан застраховать груз за свой счет, но в пользу покупателя.
- Группа D. Поставка «под ключ». Продавец организует доставку и несет ответственность за груз до момента получения им покупателем в оговоренной точке или грузовом терминале.
Базисы Инкотермс в таблице
Здесь представлено 11 базисов Инкотермс 2020 с распределением по группам от E до D (по нарастанию обязанностей продавца). Обратите внимание на такой момент: во всех базисах (кроме CIP и CIF) не прописано, кто из сторон обязан страховать товар.
Базисы FAS, FOB, CFR и CIF применяются исключительно в случае организации поставок морскими путями. Другие базисы по своей функциональности универсальны. Ниже мы расскажем подробнее о каждом из них.
При проведении международных поставок, грузы обычно застрахованы компаниями-перевозчиками. Важно помнить, что экономия на страховании груза невыгодна, так как в процессе доставки могут возникнуть самые разные непредвиденные ситуации.
Давайте рассмотрим реальный пример. В конце 2000-х годов российские предприниматели купили мрамор в Италии. Чтобы снизить таможенные пошлины, они документально оформили груз как керамическую плитку. Однако по пути в Россию груз был утерян в Черноморске. Груз был застрахован, но по недооцененной стоимости, как будто это была керамическая плитка, а не мрамор.
Страховая компания возместила убытки по заниженной стоимости. Предприниматели зафиксировали убытки, и забыли о потерянном контейнере. Но через несколько лет он был обнаружен на том же терминале в Черноморске. Поскольку груз считался невостребованным, его выставили на аукцион, который выиграла небольшая строительная компания. Трудно представить их радость, когда они обнаружили мраморные плиты в контейнере, стоимость которых многократно превышала цену, заплаченную ими за аукционный лот.
Важное про страховой полис
В большинстве базисов, за исключением группы C, не существует однозначных обязательств сторон по страхованию груза. Вопрос о страховании может быть решен путем согласования между покупателем и продавцом в процессе переговоров и зафиксирован в контракте.
Страховой полис относится к важным коммерческим документам, которые широко используются в международных перевозках. Таможенные и налоговые инспекторы различных стран могут потребовать его предоставления для проверки достоверности информации о таможенной стоимости при декларировании груза и уплате соответствующих пошлин.
В терминах CIP и CIF обязанность по страхованию лежит на продавце. Страховой полис не просто формальность, а важный документ, который обеспечивает защиту интересов сторон сделки от потерь и рисков. Важно следить за точностью заполнения полиса – ошибки и опечатки здесь недопустимыми.
В страховом полисе обычно указываются следующие данные:
- количество товаров и их стоимость;
- номер накладной, по которой следует товар, или рейса;
- данные страхователя;
- размер возмещения, если наступит страховой случай.
Как расшифровывается базис группы Е
В этой группе рассмотрим только один базис – EXW, а также его преимущества и недостатки.
EXW — Ex Works — «Франко завод»
В первую очередь скажем о том, что значит приставка «франко» в «франко завод». Это термин в международной торговле, который происходит от итальянского слова «franco», что означает «свободный». Эта приставка указывает на место передачи товара и перехода рисков от продавца к покупателю. Исходя из этого «Франко завод» означает, что продавец освобождается от рисков, когда передает товар покупателю на своем заводе. Получается, что единственная обязанность продавца по этому базису – передать товар покупателю на своем заводе, фабрике, складе.
Соответственно, обязанности покупателя более обширны:
- забрать груз с «точки выдачи» продавца;
- погрузить товар на свой транспорт;
- доставить груз в свою страну и пройти все экспортные процедуры на таможне;
- получить разрешительные документы и разгрузить товар;
- пройти таможенные процедуры и получить документы в своей стране.
Как видите, базис EXW перекладывает множество обязанностей и рисков на покупателя, включая практически все этапы логистической цепочки, начиная с получения товара от продавца и заканчивая оформлением ввоза и платежами на таможне. Это один из самых популярных базисов, которые навязывают продавцы.
О переходе рисков от продавца к покупателю
Как только покупатель забрал товар на складе продавца, все риски перешли к нему. Чтобы забрать свой груз, он, обычно, нанимает местного перевозчика, который подъезжает к пункту, указанному продавцом.
Хотя, согласно базису, продавец не обязан участвовать в погрузке товара, на практике он часто оказывает помощь в этом процессе. Но лучше всего оговорить этот момент при заключении контракта, чтобы избежать недоразумений.
Учитывайте, что в рамках этого базиса на покупателе лежит ответственность за таможенные и сертификационные процедуры в другой стране, продавец не несет за это ответственность. Например, если вы приобрели тисовую доску в Италии, привезли ее в порт и обнаружили, что у товара отсутствует необходимый фитосанитарный сертификат, перевозчик может отказать в погрузке, а для оформления такого сертификата требуется быть резидентом Евросоюза.
Именно по этой причине многие российские предприниматели всячески отказываются от использования базиса EXW в рамках сотрудничества с компаниями из стран Европы. Для вывоза товаров из этих стран необходимо провести таможенное декларирование, и только резидент ЕС может это сделать. Если вы приобретаете товар, например, из Италии, и продавец предлагает вам условия EXW, то, возможно, стоит отказаться. Или будьте готовы заплатить за услуги таможенных брокеров-резидентов.
А вот при ведении бизнеса с партнерами из Китая, Кореи или Вьетнама базис EXW остается весьма практичным вариантом. Множество российских импортеров одежды и косметики покупают товары у различных поставщиков в разных уголках Азии. В таких ситуациях покупателю выгодны условия самовывоза по базису. Ему достаточно нанять транспортного агента, который заберет товары у разных продавцов, соберет их на одном складе, осуществит таможенное оформление и отправит их в Россию.
Сложности работы по базису EXW
И все равно базис EXW достаточно сложный для импортера. Если решили работать с ним, то следует заранее убедиться в том, что склад поставщика легко доступен для транспорта. Бывало такое, что российские предприниматели сталкивались с трудностями вывоза товаров из отдаленных районов в Испании или Италии из-за того, что туда не мог проехать грузовик.
Опытные специалисты по ВЭД говорят, что если продавец настаивает на условиях EXW, скорее всего, это свидетельствует о том, что вы не интересны продавцу, как покупатель. Фактически он перекладывает ответственность за доставку товара до границы или ближайшего транспортного хаба, а также за оформление необходимых документов для экспорта на вас.
Использование этого базиса целесообразно в том случае, если цена контракта чрезвычайно привлекательная, и вы уверены, что сможете самостоятельно организовать процесс доставки. Давайте рассмотрим пример с импортом мягких игрушек из Китая. В международном контракте указан базис EXW Shenzhen China (Incoterms 2020). Он подразумевает, что в стоимость, указанную в договоре, включены только сами игрушки, а все остальные моменты организации и оплаты перевозки вам предстоит решать самостоятельно.
Когда груз будет проходить таможенные процедуры, то его таможенная стоимость (ее используют для расчета таможенных пошлин и НДС), будет формироваться из:
- суммы, указанной в контракте за игрушки;
- расходов, связанных с сбором груза в стране отправления;
- стоимости доставки до границы Евразийского экономического союза;
- дополнительных агентских и страховых сборов;
- затрат на оформление экспортной декларации в стране отправления.
Для экспортеров базис EXW, казалось бы, является весьма удобным вариантом. Но на практике при работе с ним в рамках российских реалий возникают некоторые сложности:
- Иностранный контрагент в соответствии с российским законодательством не имеет права самостоятельно декларировать груз на российской таможне. Таким образом, на российской стороне лежит обязанность провести данную процедуру. А это уже предполагает использование другого базиса — FCA. Есть одно исключение: использование базиса EXW возможно при совершении сделок между странами, входящими в Евразийский экономический союз.
- Для подтверждения факта экспорта, российская компания обязана представить экспортную таможенную декларацию налоговой инспекции. Однако, в случае с базисом EXW, такой документ может отсутствовать, поскольку товар декларировал не экспортер.
Как расшифровываются базисы группы F
В этой группе представлено три базиса. Разберем их подробнее.
FCA – Free Carrier – «Франко перевозчик»
Данный базис является более гибким и удобным в сравнении с базисом EXW. Здесь на продавца возлагается обязанность по трем пунктам:
- Уплатить таможенные пошлины на вывоз товара.
- Отгрузить товар перевозчику, выбранному покупателем.
- Зафиксировать передачу в транспортных документах.
Покупатель, в свою очередь, должен выполнить следующие действия:
- Организовать и оплатить доставку груза в свою страну.
- Разгрузить товар.
- Уплатить таможенные пошлины на ввоз.
Переход рисков от продавца к покупателю происходит, когда товар передан перевозчику после прохождения таможенных процедур на вывоз. Основное преимущество базиса FCA заключается в том, что покупателю не нужно взаимодействовать с иностранной таможней. Продавец берет на себя обязанность по уплате таможенных пошлин на вывоз, что облегчает процесс международной доставки.
FCA также является популярным базисом в сделках с автоперевозкой грузов и предлагает сторонам более ясные и четкие условия, чем базис EXW. С его помощью продавец и покупатель более эффективно управляют процессом поставки и без проблем соблюдают необходимые таможенные и юридические процедуры.
FAS – Free alongside ship – «Свободно вдоль борта»
Данный базис предназначен исключительно для морских поставок, и имеет специфические требования к обязанностям продавца и покупателя. Так, продавец обязан произвести:
- оплату таможенных процедур и пошлин на вывоз;
- доставку товара к борту судна покупателя.
С другой стороны, покупатель обязан:
- заключить договор с транспортной компанией, которая перевозит грузы по морю;
- погрузить товар на судно и оплатить морскую доставку груза до порта назначения в своей стране;
- выгрузить товар с судна в порту и оплатить терминальные расходы;
- оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз;
- организовать доставку растаможенного груза из порта и разместить товар на своем складе.
Риски переходят от продавца к покупателю, когда товар размещается вдоль борта судна на причале. При использовании базиса FAS стороны должны предварительно договориться о месте размещения груза, чтобы покупатель мог уведомить морского перевозчика о местоположении нужного контейнера.
Данный свод условий редко используется в международных сделках, так как он предполагает, что продавец поставит контейнер не просто где-то в порту, а непосредственно к борту судна, которое укажет покупатель. На практике реализовать это непросто. Так, судно может задерживаться в пути, а продавцу придется доплачивать за хранение груза в контейнерном терминале порта за все время простоя.
FOB – Free on board – «Свободно на борту»
Данный базис также применим только для морских поставок. Обязанности продавца здесь включают:
- Оплату таможенных процедур и пошлин на вывоз.
- Доставку товара в порт.
- Погрузку товара на борт судна покупателя.
Со своей стороны, покупатель обязан:
- организовать доставку груза в свою страну (найти перевозчика и договориться с ним);
- разгрузить товар;
- оплатить ввозные пошлины и таможенные процедуры.
Риски переходят от продавца к покупателю после того, как товар был загружен на борт судна, и это фиксируется в коносаменте. Это отдельный документ, который служит подтверждением того, что перевозчик получил груз и обязуется доставить его адресату.
Пример использования базиса FOB: если вы заключили контракт на поставку итальянской керамической плитки из Триеста в Новороссийск, где указан базис FOB Trieste Italy (Incoterms 2020), то стоимость контракта будет включать в себя стоимость плитки, ее погрузку на корабль, а также таможенные расходы на вывоз из Италии.
Для российского импортера таможенная стоимость будет включать:
- цену товара согласно контракту;
- доставку морем до порта Новороссийска и выгрузку контейнера в порту;
- агентские и страховые расходы.
Работа с грузами в Иране: что нужно учесть
Расширение грузопотока из Ирана в 2023 году привело к ряду инфраструктурных и организационных сложностей, связанных с морскими перевозками. Из Ирана в Россию поставляется разнообразный товар: пищевую упаковку, одежду, автомобили, а также продукты питания, такие как сыр, орехи и фрукты.
Иран и Россия имеют старую портовую инфраструктуру, которая не всегда соответствует современным требованиям по грузоподъемности и осадке судов. Например, многие старые портовые краны не способны поднимать контейнеры весом более 30 тонн, а Астраханский порт не всегда может принимать суда с низкой осадкой.
При заключении договора с иранскими поставщиками, важно тщательно продумать маршрут перевозки и детально обговорить все нюансы доставки. Это включает в себя вопросы перевалки, выгрузки и вывоза товаров из порта.
Еще одним важным аспектом является то, что большинство грузов из Ирана отправляются в местных контейнерах, которые часто не выдаются внутренней России из Астраханского порта. Российским импортерам приходится оплачивать процесс выгрузки товаров из контейнера и погрузки их в автомобили, которые доставляют груз на российские склады.
Как расшифровываются базисы группы С
В этой группе мы также разберем четыре базиса поставки.
CFR – Cost & Freight – «Стоимость и фрахт»
Этот базис также распространяется на доставку груза по морю. Обязанности продавца здесь включают в себя следующее:
- оплата пошлин на вывоз, организация и оплата таможенных процедур;
- погрузка товара на судно;
- доставка груза в порт покупателя.
Покупатель со своей стороны обязан:
- организовать разгрузку контейнеров с товаром с судна и оплатить ее;
- заплатить терминальные расходы, пошлины на ввоз и оплатить импортные таможенные процедуры;
- организовать и оплатить вывоз терминала из порта назначения.
Этот базис поставки вызывает определенные затруднения в контексте российской таможенной практики. Все расходы, связанные с перевозкой и таможенными процедурами, должны быть включены в таможенную стоимость товара. Таможенные органы дотошно проверяют документацию и платежи, связанные с сделкой на базисе СFR, чтобы исключить возможные попытки снизить базу для расчета таможенных пошлин.
Переход риска с продавца на покупателя происходит с момента размещения груза на судне. Давайте рассмотрим пример: вы экспортируете партию сувенирных матрешек из Новороссийска на Кипр с базисом поставки CFR Nicosia Cyprus (Incoterms 2020). В данном случае, в стоимость поставки уже включены ваши расходы, связанные с экспортными таможенными процедурами, перевозкой матрешек в контейнере до порта Новороссийска, их погрузкой на судно, а также фрахтом, покрывающим морскую доставку до порта Никосии.
CIF – Cost Insurance and Freight – «Страхование и фрахт»
Это последний «морской» базис. Всего при доставке груза водными видами транспорта может использоваться 4 базиса:
- FAS и FOB – здесь доставку организует покупатель;
- CFR и CIF – здесь транспортные расходы ложатся на продавца.
Базис CIF возлагает на продавца следующие обязанности:
- страхование груза;
- оплату пошлин на вывоз и таможенных процедур;
- погрузку товара на судно;
- организацию доставки груза в порт назначения и оплату доставки.
В свою очередь покупатель обязан:
- разгрузить товар;
- оплатить импортные таможенные процедуры, ввозные пошлины и терминальные расходы;
- организовать доставку на свой склад.
Переход рисков от продавца к покупателю в этом базисе происходит, когда продавец размещает груз на судне в порту отправления. С этого момента риски, связанные с транспортировкой и утратой товара, переносятся на покупателя. Учитывайте, что в CIF обязательно включено страхование груза. Это означает, что если груз повреждается, теряется или подвергается какому-либо другому ущербу во время перевозки, страховая компания компенсирует убытки покупателю.
Этот базис, в частности, часто используется в сделках с импортом нефти и газа, где страхование груза и его надежная доставка очень важны для покупателей.
CIP – Carriage and Insurance Paid to – «Перевозка и страхование оплачены до»
Этот базис, как и CIF, предусматривает обязанность продавца застраховать груз. CIP может применяться как для морских перевозок, так и для доставки по воздуху и суше. Обязанности продавца по базису CIР:
- страхование груза;
- оплата пошлин на вывоз и таможенных процедур;
- погрузка контейнеров с товаром на транспортное средство;
- доставка покупателю.
Покупатель обязан по прибытию груза в пункт назначения разгрузить транспортное средство организовать и оплатить таможенные процедуры и ввозные пошлины.
Риск от продавца к покупателю переходит, когда продавец передал товар перевозчику. CIP и CIF являются единственными базисами, где продавец обязан самостоятельно застраховать груз. В других базисах этот вопрос остается за рамками правил: вам нужно будет отдельно договариваться об этом и прописывать результат переговоров в контракте.
Например, российская компания импортирует косметику из Австрии в Брянск на условиях CIP Bryansk Russia (Incoterms 2020). В этом случае, стоимость контракта включает в себя:
· стоимость товара с учетом доставки до Брянска;
· расходы, связанные с таможенными процедурами в Австрии;
· транзитные таможенные процедуры в Польше;
· стоимость страхования груза во время транспортировки до Брянска.
В таможенную стоимость, на основе которой рассчитываются таможенные пошлины, не будет включена цена перевозки товара по территории ЕАЭС — начиная от границы между Польшей и Беларусью и до Брянска. Если покупатель захочет получить такую «скидку» от российской таможни, то ему нужно будет запросить у продавца счет за доставку, в котором итоговая цена будет разбита с учетом пути следования по ЕС и по ЕАЭС. Таким образом, в таможенную стоимость будет включена лишь часть стоимости доставки на территории ЕС.
CPT — Carriage Paid To — «Перевозка оплачена до»
По своему функционалу этот базис аналогичен базису CIP, за исключение одного условия. Здесь продавец не обязан страховать груз. В целом, обязанности продавца выглядят так:
- оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз;
- погрузить контейнеры на транспортное средство;
- доставить груз покупателю.
Покупатель, в свою очередь должен будет только оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз и разгрузить товар.
Риски от продавца к покупателю переходят в момент, когда продавец отгрузил товар перевозчику. Например, российская компания доставляет галстуки из Милана самолетом по базису CPT Sheremetyevo Russia (Incoterms 2020). По контракту в сумму уже включена стоимость перелета из аэропорта в Милане до Шереметьево и выгрузка контейнеров с борта.
Работая с базисом CPT, вам нужно учитывать один важный нюанс: данный базис не накладывает на продавца обязанность оплачивать и организовывать разгрузку. По умолчанию этим должен заниматься покупатель. Но в авиаперевозках есть своя специфика: по прибытию в аэропорт борт разгружается. Стоимость этих работ уже включена в тариф на перевозку. Если бы процедура была другой, то самолеты могли бы неделями простаивать в ожидании, пока получатели оплатят разгрузку.
Как расшифровываются базисы группы D
В последней группе мы разберем три базиса.
DAP — Delivered At Point — «Поставка в пункте»
Здесь на продавца возлагается всего две обязанности:
- Оплатить таможенные процедуры и пошлины на вывоз.
- Доставить товар покупателю в указанный пункт назначения.
Покупатель обязан разгрузить контейнеры, оплатить ввозные пошлины и таможенные процедуры. Риски от продавца к покупателю переходят при передаче товара покупателю в пункте назначения.
Базис поставки DAP отличается от CPT моментом перехода рисков. При CPT продавец считается выполнившим свои обязательства, как только он передал товар перевозчику и оплатил его доставку. А в условиях DAP продавец сохраняет ответственность за груз до тех пор, пока покупатель не получит его в указанном месте назначения.
DPU — Delivered Named Place Unloaded — «Поставка на место выгрузки»
Обязанности продавца в рамках базиса DPU включают в себя следующие моменты:
· оплата таможенных процедур и ввозных пошлин на товар;
· доставка товара до указанного места назначения;
· разгрузка товара.
С другой стороны, покупатель обязан оплатить таможенные процедуры и пошлины на ввоз товара. Риски, связанные с грузом, переходят от продавца к покупателю после того, как продавец разгрузил товар и передал его в распоряжение покупателя.
Ключевой особенностью базиса DPU является то, что продавец обязуется не только доставить товар до страны назначения, но также выгрузить его на территории покупателя. Это означает, что если в процессе разгрузки возникнут какие-либо проблемы или повреждения товара, продавец будет нести материальную ответственность.
Предположим, что вы поставляете канцтовары в Польшу. В контракте прописано условие DPU Warsaw, Poland (Incoterms 2020). Прежде чем заключать контракт с таким базисом, важно иметь четкий план разгрузки товара на складе в Варшаве. Если такая задача кажется вам сложной, то рассмотрите вариант базиса DAP — он предоставляет те же условия, за исключением обязательства по разгрузке.
DDP — Delivered Duty Paid — «Поставка с уплатой пошлин»
Обязанности продавца в рамках данного базиса включают в себя следующие аспекты:
· оплата таможенных процедур и пошлин как на этапе вывоза, так и на этапе ввоза товара;
· доставка товара покупателю в оговоренное место назначения.
Обязанности покупателя связаны с:
1. Оплатой расходов, связанных с таможенным терминалом в месте доставки.
2. Декларированием товара в России и уплатой соответствующих таможенных платежей. Учиывайте, что в соответствии с законом о таможенном регулировании № 289-ФЗ, это является обязанностью импортера товара.
3. Выгрузкой товара в месте доставки.
Переход рисков, связанных с товаром, от продавца к покупателю происходит после передачи растаможенного груза покупателю в месте доставки товара.
На первый взгляд, это базис достаточно комфортный для покупателя. Но вы должны знать о таком нюансе: данное соглашение не включает в себя обязанность продавца по выгрузке товара, тогда как плата за все пошлины и таможенное декларирование остаются на плечах продавца.
Для импортера это кажется выгодным, но существует ограничение: согласно российским законам иностранный контрагент не имеет право выступать в качестве декларанта и оплачивать таможенные платежи. Поэтому, прежде чем выбрать этот базис, уточните, каким образом поставщик планирует проходить российскую таможню.
Популярные базисы в прошлых версиях Инкотермс
Как мы уже упоминали, стороны могут выбрать любую редакцию Инкотермс и договориться на условиях того базиса, который им более выгоден. Рассмотрим две наиболее популярные версии из старых базисов:
- DAT – Delivered at Terminal — поставка в терминал. В предыдущей версии Инкотермс 2010 данный базис пользовался популярностью. В последней версии правил (Incoterms 2020) DAT был заменен на DPU (Delivered at Place Unloaded), чтобы предоставить больше свободы продавцу и покупателю в выборе места передачи товара. Теперь это место не ограничено конкретным терминалом, и товар может быть передан в любом месте, при условии, что он уже растаможен.
- DAF – Delivered at Frontier — поставка до границы. Этот базис из Инкотермс 2000 и означает, что товар передается на границе между странами, и риски переходят с продавца на покупателя. DAF часто используется в автомобильных и железнодорожных перевозках, особенно при пересечении границ между странами. Этот базис удобен для распределения зон ответственности за товар.
Например, если вы поставляете товар в Узбекистан автомобильным транспортом с базисом поставки «DAF Навои Граница Казахстана — Узбекистана», вы отвечаете за груз до тех пор, пока он находится на территории ЕАЭС (в данном случае, на территории России и Казахстана). Вы также оплачиваете таможенные процедуры по вывозу из России. Как только машина пересекает границу Казахстана, ваши обязательства в отношении груза завершаются.
Как покупателю выбирать Инкотермс
Стоимость контракта напрямую зависит от выбранного базиса поставки. Рассмотрим, например, сделку, в которой российский импортер заключил договор на поставку бамбуковых зубочисток из Китая. Общая стоимость партии зубочисток весом в 1 тонну составляет 3000 евро. При курсе обмена 90 рублей за 1 евро, получается сумму 270 000 рублей.
Если бы стороны выбрали базис с самовывозом (EXW), то в стоимость контракта включалась бы только цена самих зубочисток, то есть 270 000 рублей. Остальные расходы, связанные с доставкой, были бы дополнительными расходами, которые несет покупатель.
В данном случае, импортер не имел возможности самостоятельно забрать товар из Китая, и поэтому он решил поручить логистической компании организацию доставки в Россию. В рамках действующего контракта с продавцом была согласована поставка на условиях базиса DAP. Допустим, продавец предложил организовать доставку за 60 000 рублей, что покрывало бы дополнительные расходы, такие как погрузка и таможенное оформление в Китае. Эти 60 000 рублей были заложены продавцом в общую стоимость контракта. Таким образом, соглашение на условиях DAP было заключено на общую сумму: 270 000 + 60 000 = 330 000.
Как выбрать базис новичку
Для новичков, которые только начинают свой путь в международной торговле, рекомендуется использовать базисы из группы D: DAP и DPU. Эти базисы облегчают процесс, так как большая часть организационных моментов ложится на продавца.
Однако, у них есть свои ограничения. Варианты сэкономить, выбрав более дешевого перевозчика или оптимальный маршрут, могут быть недоступны. Здесь продавец будет определять, каким образом будет осуществлять доставку, а это может не всегда соответствовать вашим интересам.
Важно помнить, что ни один базис не гарантирует полную защиту от всех возможных проблем. Международная торговля требует понимания множества процессов и правил. Например, нарушение правил декларирования груза на таможне может привести к административным штрафам, а иногда даже к конфискации товаров.
Если вы только начинаете заниматься импортом, лучше обратиться к экспертам, которые помогут правильно организовать сделку и избежать ошибок.
Как выбрать базис опытному предпринимателю
Для опытных импортеров, которые имеют большой опыт в международной торговле, подходят базисы EXW, FCA, FAS и FOB. Эти базисы предполагают, что продавец не занимается вопросами доставки, соответственно большая часть организационных моментов ложится на плечи покупателя. Выбирать такие термины целесообразно тем, кто хорошо разбирается в международной логистике, способен самостоятельно находить оптимальные маршруты и экономить на перевозках.
Однако, при прохождении таможенного оформления на ввоз, импортеру потребуется указать и документально подтвердить таможенную стоимость сделки. Эта стоимость включает в себя дополнительные расходы, если они не были предусмотрены в контракте. Поэтому базисы из группы Е, F и С могут потребовать заключения множества договоров, касающихся доставки, таможенного оформления, страхования, а также погрузки и разгрузки товаров. Это требует более высокого уровня организации и опыта в международной торговле.
Как выбрать базис, если вы взяли кредит под сделку
Если вы планируете финансировать вашу сделку с использованием кредита, знайте, что многие банки предпочитают видеть в контракте базисы DAP, DPU или DAT. Эти базисы включают все расходы в стоимость контракта, что делает сделку более прозрачной и понятной. Банкам обычно легче согласиться на финансирование таких сделок, так как они могут лучше оценить риски и контролировать денежные потоки. В этом случае, продавец берет на себя большую часть ответственности за доставку и таможенное оформление, что обеспечивает дополнительную защиту кредитора.
Как выбирают базис осторожные импортеры
Осторожные импортеры предпочитают базисы CIF и CIP. Они обеспечивают разумное распределение рисков между продавцом и покупателем. Хотя ответственность передается покупателю, когда товар переходит перевозчику, продавец страхует груз за свой счет. Это означает, что в случае потери или повреждения товара во время транспортировки, страховая компания компенсирует убытки.
Какой базис выбрать, если вы продаете товары
Зачастую производитель товара и экспортер оказываются одной и той же организацией, лишенной собственного отдела, специализирующегося на внешнеэкономической деятельности и способного организовать поставки за рубеж. В таких случаях для продавца более предпочтительным вариантом является тот, при котором покупатель берет на себя организацию доставки и принимает максимальную часть рисков.
Опытные специалисты по ВЭД считают, что оптимальной схемой является: вы, как продавец, обеспечиваете таможенное оформление на экспорт и передаете товар перевозчику, выбранному покупателем. После этого ваше обязательство выполнено, и весь дальнейший путь груза – это уже не ваша забота. Для этой схемы идеально подходят базисы FOB (для морских перевозок) и FCA (для других видов транспорта).
Однако, если вы хотите упростить работу вашему зарубежному партнеру, стоит рассмотреть вариант с базисом CPT, при котором груз застрахован и доставлен в заранее согласованное место. Этот базис универсален и может применяться при автомобильных, авиационных и железнодорожных перевозках.
Подводим итоги
Продавцу или покупателю, который только начинает свой путь во внешнеэкономической деятельности, нужно знать несколько базовых вещей про Инкотермс. Базисы Инкотермс служат средством унификации условий поставки между партнерами из разных стран. Они определяют, как обязанности будут распределены между покупателем и продавцом, где происходит передача товаров и когда переходят риски.
Инкотермс существует в нескольких версиях: Инкотермс 2000, Инкотермс 2010, Инкотермс 2020, и вы можете выбрать любую из них. Однако важно указать в контракте название выбранной версии и год. Базисы Инкотермс разделены на группы в зависимости от степени ответственности и рисков продавца, начиная от группы E и заканчивая группой D. Если вы новичок в импорте, рассмотрите базисы из группы C или D. Эти базисы обеспечивают минимальные риски, но стоимость контракта будет выше.
Важно понимать, что ни один базис не обеспечивает полную защиту от всех возможных рисков. Если вы не обладаете опытом в международной торговле, рекомендуется обратиться к эксперту и заплатить за его помощь.
Базисы CIP и CIF единственные, в которых продавец обязан страховать груз. В других случаях условия страхования определяются согласно договоренности сторон. Независимо от выбранного базиса, страхованием не следует пренебрегать. При ведении переговоров с иностранной компанией важно уточнить, к какому базису относится предложенная цена. В большинстве случаев предложение будет основано на базисе EXW.