Маркетинговый план в бизнес-плане: как правильно составить

Развитие бизнеса без грамотной маркетинговой стратегии невозможно. Может быть что-то будет получатся на начальном этапе, по рекомендации или среди знакомых даже появятся первые клиенты, но развития предприятия точно не будет. Поэтому, далее мы поговорим о том, что такое маркетинговый план, его структура и правила составления.

Структура

Маркетинговый раздел бизнес-плана имеет примерно такую структуру:

  • исследование рынка, ниши;
  • определение ключевой стратегии развития бизнеса;
  • анализ конкурентной среды;
  • образование ценовой политики на услуги/товары;
  • определение факторов, которые влияют на ценообразование.

Каждый из этих пунктов имеет несколько подпунктов, которые требуют тщательной проработки. Чем глубже будет изучена ниша, направление и определяющие для нее факторы, тем больше полезной информации будет для вашего бизнеса, а значит и понимание того, как нужно выстраивать стратегию развития.

Исследование рынка

Здесь нужно определить следующие характеристики:

  • сегменты рынка, в котором будет работать компания;
  • потребности потребителей;
  • как клиент будет приходить к продукту;
  • каков уровень конкурентоспособности у товара или услуги;
  • каков жизненный цикл продукта или услуги;
  • способы улучшения качества товара/услуги;
  • можно ли оказывать услуги конкурентам, что полезного можно от них взять.

При проработке этой части маркетингового плана в бизнес-плане можно изучить не только свои сегменты рынка, но и смежные. То же самое касается и конкурентов – вполне не лишней будет информация о тех, кто работает в смежных сферах.

Определение ключевой стратегии

Выбирать ключевую стратегию следует исходя из потребностей своего бизнеса, возможностей и целей. Существует довольно много уже проработанных схем, наиболее часто используемые такие:

  • минимализация расходов – суть в том, чтобы на старте установить самые низкие цены на продукт, тем самым обеспечив себе приток клиентов. Но, в дальнейшем вполне возможно, что цену придется повышать;
  • дифференцирование – тут суть заключается в том, чтобы сразу отстроится от конкурентов. Ваш продукт должен выгодно отличаться от тех, которые уже есть на рынке;
  • ориентация только на конкретный сегмент – здесь нужно очень хорошо изучить целевую аудиторию, социальные и демографические факторы. На старте нужно будет составить портрет типичного клиента, продумать его платежеспособность, что влияет на принятие решения о покупке, какие у него могут быть возражения и сразу же на старте их отработать.

Анализ конкурентов

Здесь всего два пункта, но они очень важны для развития бизнеса и выстраивания стратегии на перспективу:

  • определить, кто является основным конкурентов в регионе и вообще на рынке по стране, как они работают, каково их финансовое состояние, преимущества и недостатки бизнес-модели, перспективы развития;
  • провести сравнительный анализ вашего продукта и продукта конкурента. Это поможет вам определить основные факторы, влияющие на цену, сервис и сбыт продукта.

Ценовая политика

Ценовая политика не менее важный пункт в маркетинговом разделе бизнес-плана, поскольку это влияет на конкурентоспособность продукта и то, будет ли вообще бизнес развиваться и приносить доход.

Существует несколько основных ценовых стратегий:

  • цены высокие, но и качество лучшее на рынке – такой вариант подойдет, если на продукт есть хороший спрос, не так уж много конкурентов и производимое вами качество будет самым лучшим;
  • низкая цена и низкое качество – при таком подходе можно удовлетворить запросы тех клиентов, которые не располагают большим достатком. При такой стратегии можно реализовывать большие партии товара, возможно даже просто сбывать оптом;
  • высокая цена и низкое качество – такая стратегия имеет место только в том случае, если вы монополист на рынке, то есть кроме вас все равно больше никто ничего предложить не может, а потому клиенту деваться некуда, придется покупать на ваших условиях;
  • низкая цена и высокое качество – такая стратегия подойдет только если есть хороший бюджет, в бизнес-план уже заложены расходы на ведение предприятия на несколько месяцев вперед.

Определение факторов, которые влияют на цену продукта

Прорабатывая эту часть плана маркетинга в бизнес-плане, нужно ответить на такие вопросы:

  • какой цикл сделки;
  • каким способом клиент может оплачивать товар/услугу;
  • какие программы лояльности, скидки и льготы будут внедрятся;
  • как можно уберечь бизнес от задолженности;
  • во сколько обойдется ведение рекламной кампании;
  • в чем ваше основное конкурентное преимущество.

Маркетинговый раздел в бизнес-плане очень важен. Он, при условии качественной проработки, дает понимание того, как правильно выстроить стратегию развития, что нужно предложить клиенту, чтобы он купил, остался доволен и стал вашим постоянным потребителем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector