В системе госзакупок предусмотрены штрафы и пени для поставщиков. Это сделано для того, чтобы заказчики (то есть государство) могли привлекать к ответственности бизнес, который нарушил свои обязательства по контракту.
Если с исполнением контракта возникнут задержит, то компании-исполнителю будут начислены пени, а если предприниматель выиграет тендер, но так и не приступит к его исполнению, то его ждут серьезные штрафы. Бывает и такое, что заказчики имеют завышенные требования и пытаются получить с исполнителя побольше, пользуясь алгоритмом работы государственных закупок.
В этой статье мы рассмотрим, как работает система штрафов и пеней в госзакупках на примере реального случая из жизни. Поставщик мягкого инвентаря (постельного белья, полотенец, одеял, покрывал и др.) столкнулся с судебным иском от заказчика. Все обязательства по контракту были исполнены – компания поставила все товары, но заказчик обратился в суд, чтобы взыскать с нее около 100 000 рублей. Причина: поставщик привез требуемые товары ненадлежащего качества, а когда об это стало известно, компания заменила все, но срок поставки на тот момент уже истек.
В ходе судебного разбирательства исполнителю удалось доказать, что заказчик не имел права выставлять такой штраф. Как результат, компания сэкономила около 70 000 рублей. Также в статье мы опишем, какие санкции грозят за поставку некачественного товара в госзакупках, и как доказать, что компания не обязан платить штраф, если товар был заменен.
- Что такое госзакупки и какая ответственность по госконтрактам лежит на исполнителе
- Как работает система госзакупок
- Что после выигрыша тендера
- Почему госучреждения так строго относятся к исполнению контракта
- Ответственность исполнителя по госконтракту
- Списание неустойки
- Штрафная система и пени в системе госзакупок
- В каких случаях могут начислить штрафы
- Другие особенности подсчета размера штрафа
- В каких случаях могут начислить пеню
- Контракт на поставку текстиля
- Пункты об ответственности исполнителя в контракте
- Первая поставка по договору госзакупки
- Вторая поставка по договору госзакупки
- Попытки взыскания штрафа через суд
- Отзыв на иск от исполнителя и возражения истца
- Ход разбирательства и вердикт
- В каких еще случаях нельзя штрафовать в госзакупках
- Поставка некомплектного товара
- Выполнение работ по госконтракту с недостатками
- Подводим итоги
Что такое госзакупки и какая ответственность по госконтрактам лежит на исполнителе
Различным государственным структурам (муниципальным учреждениям, органам власти и т.д.) для бесперебойного функционирования нужны товары и услуги со стороны. Государство нуждается практически во всем: от услуг охраны и консалтинга, до текстиля и продуктов питания. Но организовано все так, что госучреждения не могут просто брать и покупать или заказывать что-то у поставщика, который больше нравится.
Как работает система госзакупок
Этот процесс регулируется Федеральным законом №44-ФЗ. На его основании создана целая система, в которой может регистрироваться бизнес, чтобы участвовать в государственных торгах. Так было сделано затем, чтобы деньги из бюджета не разворовывались и можно было отследить их перемещение. Поэтому процесс строго регулируется государством. Рассмотрим на примере, как это работает.
Предположим, что больнице нужно закупить средства индивидуальной защиты. Чтобы сформировать заявку, уполномоченный сотрудник долен написать техническое задание – что именно нужно, в каком количестве и к какому числу. Также в ТЗ должны быть установлены требования к поставщику и описаны условия закупки. Например, что есть определенные ограничения для иностранных товаров или что медучреждение отдаст предпочтение субъектам малого предпринимательства. Затем объявление публикуется на специальной площадке, где проходят торги. Поставщики оставляют свои отклики, предлагают цену. По окончании торгов больница подводит итоги: оценивает всех, кто подал заявку и определяет победителя. С ним и заключат контракт.
Что после выигрыша тендера
Для бизнеса победа в торгах – это только часть успеха. Контракт, который компания или предприниматель заключит с заказчиком, нужно исполнить без нарушений, потому что в противном случае бизнес ждут немаленькие штрафы. Многие поставщики обжигаются на этом.
Нужно строго ориентироваться на контракт, так как в нем отражены все ключевые требования: что и когда нужно сделать, на каких условиях и прочее. Например, если в заявке на тендер компания указала конкретный товар с конкретными характеристиками, а заказчик эту заявку одобрил, то нужно будет поставить именно этот товар.
Компания или предприниматель должны быть готовы к тому, что в системе госзакупок все гораздо строже, чем в ситуации с обычными контрактами и соглашениями. В обычных сделках стороны сами определяют, как исполнять договор в каких случаях можно его изменить и как, а также решают какая ответственность наступает за нарушение оговоренных условий. С публичными закупками все строже: размер штрафа и пени определяет государство, а закон обязывает заказчиков привлечь поставщика к ответственности за малейшее нарушение условий контракта. Это изложено в статье 34 ФЗ №44-ФЗ.
Почему госучреждения так строго относятся к исполнению контракта
Согласно статье 99 и статье 100 ФЗ №44-ФЗ для заказчиков существуют свои внутренние и внешние проверки – контролирующие органы смотрят, как исполнялся контракт. Внутренние проверки проводят вышестоящие организации, а внешнюю может организовать прокуратура или орган финансового контроля – федеральное казначейство, местные или региональные органы контроля. Внутреннюю проверку, например, при закупке товаров для питерского лицея, устроит Департамент образования и науки города Санкт-Петербург.
Специальные инспекторы будут проверять, как заказчик принимал товар или услуги по контракту, оценивают результат работ, предоставленных исполнителем. Проверяющий обязан убедиться, что что товары или услуги соответствуют условиям контракта, а если нет, то он должен установить, требовал ли заказчик неустойку за нарушение условий контракта. Если неустойку не требовали, а нарушения есть, то в акте проверки инспектор напишет, что заказчик нарушил закон о госзакупках: не привлек подрядчика к ответственности.
Согласно статье 107 ФЗ №44-ФЗ работник, ответственный за исполнение контракта, будет привлечен к дисциплинарной ответственности или лишен премии. Госучреждение при этом получит предписание от проверяющих органов, согласно которому нужно будет привлечь поставщика товаров или услуг к ответственности.
Ответственность исполнителя по госконтракту
Ответственность подрядчика по госконтрактам регулируется статьей 31 и статьей 104 ФЗ №44-ФЗ. По закону, если исполнитель срывает контракт, то заказчик имеет право:
- Начислить ему неустойку – взыскать штрафы или наложить пени.
- Не возвращать обеспечение. Если обеспечение контракта исполнитель гарантировал собственными деньгами, то заказчик может удержать их со счета компании-подрядчика в системе госзакупок полностью или частично. Если обеспечение контракта гарантировалось банком, то заказчик может требовать у этого банка возместить неустойку, неотработанный аванс или убытки. Потом исполнителю все равно придется заплатить, только уже финучреждению.
- Внести исполнителя в черный список – в реестр недобросовестных поставщиков. И поскольку другие заказчики уже посчитают таких подрядчиков ненадежными, то, по сути, внесение в черный список – это запрет на участие в госзакупках.
- Взыскать убытки с компании-исполнителя, если госучреждение их понесло из-за нарушения условий контракта.
Списание неустойки
Если обязательства по контракту будут полностью исполнены, то неустойку могут списать. Изначально правила списания неустойки были временными и действовали в 2015 и в 2016 годах, а также в 2020 и 2021 годах. В 2022 году в силу вступили изменения, закрепленные законом №46-ФЗ – теперь правила списания неустойки стали постоянными.
Условия списания определены Постановлением правительства от 04.07.2018 №783. Например, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек не превышает 5% от стоимости контракта, то заказчик спишет все штрафы и пени. Это обязанность заказчика, а не право.
Штрафная система и пени в системе госзакупок
В статье речь мы будем рассказывать именно о штрафах и пенях, предусмотренных договором, поэтому далее подробно разберем, в каких случаях государственный заказчик может их начислить может их начислить.
В каких случаях могут начислить штрафы
За несоблюдение или ненадлежащее исполнение договора придется заплатить штраф. Система штрафов на публичных торгах регламентирована Постановлением правительства от 30 августа 2017 г. № 1042.
Чтобы упростить расчеты по размеру штрафов обязательства исполнителей и заказчиков поделили на две группы:
- Те, которые имеют денежную оценку. Например, обязательство поставить продукт по определенной цене.
- Те, которые не имеют денежной оценки. Например, обязательство по предоставлению документов на товар – сертификатов, деклараций о соответствии, свидетельств о регистрации и т.д.
Если исполнитель нарушит неденежные обязательства, то получит штраф за каждое нарушение в размере:
- от 1000 рублей, если цена договора не превышает 3 миллиона рублей;
- до 100 тысяч рублей, если стоимость договора превышает 100 миллионов рублей.
Размер штрафа за нарушение обязательства, имеющего денежную оценку, также обычно зависит от цены договора:
- при цене контракта до 3 миллионов рублей штраф составляет 10% от цены договора за каждое нарушение;
- если цена договора составляет от 3 миллионов до 50 миллионов рублей, штраф составит 5%;
- если цена договора от 50 миллионов до 100 миллионов, то штраф будет 1% от суммы.
Рассмотрим это на примере. Государственный детсад заключил договор с поставщиком фруктов на сумму 1 миллион рублей. Яблок должны были поставить на 800 000 рублей, а груш – на 200 000 рублей. Поставщик привез фрукты: яблоки были хорошие, но груши оказались гнилые. Заказчик их не принял. Контракт истек, и поставщик не привез хороших груш. В этом случае заказчик вправе потребовать от поставщика заплатить штраф в размере 10% от стоимости договора, т.е. 100 000 рублей.
Другие особенности подсчета размера штрафа
Нужно учитывать еще и такие особенности начисления штрафа:
- Некоторые торги изначально предназначены только для малого бизнеса. Штрафы для них меньше: 1% от цены договора, но не более 5 тысяч и не менее 1 000 рублей. Это регулируется статьей 30 ФЗ №44-ФЗ. Это значит, что если бы поставщик фруктов относился к субъектам малого предпринимательства, штраф для него составил бы всего 5000 рублей, а не 100 тысяч.
- Бывает и так, что штраф исчисляется не от цены контракта, а от его первоначальной максимальной цены. Это стоимость, которую заказчик определяет еще до закупки, чтобы не приобрести товары, работы или услуги дороже их рыночной стоимости. Участники закупки могут предлагать свои цены, но не выше начальной. Этот механизм позволяет бороться с завышением цен при госзакупках. Этот фактор регулируется статьей 22 ФЗ №44-ФЗ.
Штраф рассчитывается от изначально установленной максимальной цены контракта, когда торги пошли на повышение после снижения до нуля. В результате таких торгов победитель не только поставит товар, но и заплатит за него заказчику.
Если после торгов на повышение цена, предложенная исполнителем, окажется ниже максимальной начальной цены договора, то штраф будет рассчитываться в процентах от начальной цены. А если цена контракта выше первоначальной максимальной цены, штраф будет рассчитываться из окончательной стоимости договора.
Рассмотри это на примере. Государственный детсад объявил электронный аукцион на закупку фруктов на 2 миллиона рублей — это начальная максимальная цена, с которой начинаются торги. В ходе аукциона цена была снижена до нуля, а затем торги пошли на повышение. То есть участники уже предложили не ту цену, по которой они готовы привезти фрукты, а цену, которую они готовы заплатить, чтобы бесплатно отдать фрукты в детский сад.
В ходе торгов на повышение лучшая цена для заказчика составила 150 000 рублей. В результате победитель должен будет заплатить детскому саду 150 000 рублей за право заключить договор и бесплатно поставить фрукты в необходимом количестве и качестве. Если он не исполнит свои обязательства по контракту, то должен будет еще и заплатить штраф – 10% от первоначальной максимальной цены договора, т.е. 200 000 рублей.
В каких случаях могут начислить пеню
Пеня – это еще один вид неустойки для исполнителя. В отличие от штрафа, он начисляется не за нарушение договора, а за просрочку исполнения обязательства: нарушение сроков поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. То есть, если поставщик не привез груши или привез гнилые груши, его оштрафуют. А если он принес хорошие груши, но позже оговоренного в договоре срока, то начислят пеню.
Размер пени составляет 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки от стоимости неисполненного в срок обязательства. На практике это может выглядеть так. Груши поставщик доставил вовремя, а яблоки задержали на 10 дней. Заказчик их принял, но затребовал пеню в размере 1/300 базовой ставки за каждый день просрочки. Это требование является законным. В этом случае неустойка исчисляется из цены договора, уменьшенной на стоимость исполненного обязательства. Так как груши были привезены вовремя, то неустойка будет исчисляться из стоимости яблок – от 800 000 рублей.
За день размер пени составит: 800 000 рублей × 1/300 × 5,5% = 146,67 рублей. Если просрочить поставку на 10 дней, то пеня составит соответственно 1466,7 рублей. Если груши окажутся гнилые, поставщику тоже насчитают пеню, а если он их так и не заменит, то еще и штраф.
Клиенты часто требуют уплаты штрафов и пени, даже если поставщик в итоге привез товар. Это неправильно. В описанном примере, если поставщик в результате доставит хорошие груши, пусть и с опозданием, ему не нужно платить штраф — только пени.Эту ошибку допустил заказчик по договору поставки мягкого товара, когда пытался взыскать с поставщика как штрафы, так и пени за поставку некачественного товара. Далее мы разберемся, как поставщику удалось добиться справедливости и не платить лишних штрафов.
Контракт на поставку текстиля
22 июля 2019 года центр социального обслуживания и поставщик текстиля подписали муниципальный контракт на поставку мягкого инвентаря. По его условиям поставщик должен был привезти полотенца, одеяла, покрывала и другие текстильные изделия в течение 7 дней (до 29 июля). За это центр соцобслуживания должен был заплатить 355 453,89 рублей.
Пункты об ответственности исполнителя в контракте
По договору ответственность исполнителя была прописана следующим образом:
- За каждый факт ненадлежащего исполнения контракте, кроме просрочки, поставщик должен был уплатить штраф в размере 10% от суммы договора, то есть 35 545,38 рублей.
- За нарушение обязанности по представлению документации на текстильную продукцию – сертификатов и документов, подтверждающих качество товара, –штраф составлял бы 1000 рублей.
- За нарушение сроков поставки, оговоренных в контракте, поставщик должен был уплатить пеню в размере 1/300 базовой ставки ЦБ РФ от цены договора, уменьшенной на сумму исполненных обязательств.
Первая поставка по договору госзакупки
Поставщик текстиля привез необходимы товары 13 августа, с опозданием на 15 дней. При приемке продукции центр социальной помощи обнаружил, что часть не соответствует условиям договора:
- размер одеял не соответствует требуемому;
- покрывала не имели сертификатов качества;
- на полотенцах отсутствовала информация о плотности ткани.
- наименования наматрасников и наволочек не соответствовали заявленным.
На основании этого заказчик написал обоснованный отказ и не принял товары, а 26 августа направил поставщику текстиля претензию и потребовал заменить продукцию. Кроме того, было выдвинуто требование оплатить:
- 35 545,38 рублей – штраф за доставку товара ненадлежащего качества;
- 1000 рублей за отсутствие сертификатов;
- 1288,52 рублей – пени за просрочку доставки товара на 15 дней.
Вторая поставка по договору госзакупки
Непринятые товары исполнитель заменил, а 9 сентября центр социального обеспечения согласился принять весь текстиль, кроме полотенец. Из-за их качества возник спор. Поставщик текстиля представил отчеты об испытаниях полотенец. Но заказчик усомнился в этих документах и обратился в независимую лабораторию. Там эксперты решили, что полотенца не соответствуют условиям контракта.
Центр социального обеспечения снова обратился к поставщику с письменной претензией. В ней он настаивал на том, чтобы исполнитель:
- заменил полотенца;
- заплатил еще один штраф за ненадлежащую доставку – 35 545,38 рублей;
- оплатил 1000 рублей штрафа за ненадлежащие протоколы испытаний;
- возместил расходы, которые компания потратила на экспертизу – 18 936,48 рублей.
Также заказчик пригрозил судом, если исполнитель откажется выполнить пункты, описанные в претензии. Поставщик текстиля заменил полотенца 11 декабря и, таким образом, полностью выполнил контракт. Однако он не выполнил требования центра социального обслуживания по уплате штрафов и возмещению расходов на экспертизу. Тогда заказчик обратился в суд.
Попытки взыскания штрафа через суд
В декабре 2019 года центр социальных услуг подал иск в Арбитражный суд Красноярского края. Этот суд был определен сторонами в договоре. В исковом заявлении были изложены следующие требования:
- Заплатить штраф за две поставки товара ненадлежащего качества – 71 090, 76 рублей (по 35 545,38 рублей за каждую).
- Оплатить штраф за два нарушения обязанности по предоставлению документов: отсутствие сертификатов на покрывала в первой поставке и недостоверные протоколы испытаний на полотенца. За каждое нарушение центр социального обслуживания требовал 1000 рублей — итого 2000 рублей.
- Компенсировать траты на лабораторную проверку – 18 936,48 рублей.
- Уплатить пеню за 15 дней просрочки в размере 1288,52 рублей.
- Компенсировать госпошлину за подачу искового заявления – 3733 рублей.
Общая сумма требований составила 93 315,76 рублей, а с учетом госпошлины – 97 048,76 рублей.
Суд принял иск к рассмотрению 27 декабря. Судебное разбирательство проводилось по упрощенной процедуре, так как цена иска была менее 800 тысяч рублей. Прочитать об этом можно в статье 227 и в статье 228 АПК РФ. Специфика такого судебного процесса заключается в том, что суд рассматривает дело без вызова сторон на заседание. Инстанция только оценивает представленные сторонами документы и разрешает спор относительно этих документов. Никаких речей, никаких каверзных вопросов, никаких дебатов — все доводы и утверждения истца и ответчика на бумаге.
Отзыв на иск от исполнителя и возражения истца
Поставщик мягкого инвентаря подготовил отзыв на исковое заявление против себя. В нем он указал, что все непринятые товары были заменены, а значит и оснований для наложения штрафа нет. В отзыве поставщик сослался на правовую позицию Верховного Суда РФ: поставка неподходящего товара с последующей заменой на надлежащий товар считается нарушением срока поставки, а значит взыскание штрафа исключается. С помощью данного аргумента исполнитель госзаказа хотел снять основное требование о взыскании штрафа за ненадлежащую поставку в размере 71 090,76 рублей.
Служба социального обеспечения попыталась опровергнуть доводы ответчика и обжаловала его отзыв в суде. Истец написал, что решение Верховного суда, на которое ссылается поставщик, устарело, поскольку оно было вынесено в то время, когда действовало старое постановление правительства от 2013 года о штрафах за государственные закупки. Это решение утратило силу, когда в 2017 году вышло новое, № 1042.
Ход разбирательства и вердикт
После рассмотрения иска и сопутствующих документов, суд согласился с позицией поставщика. Своим решением от 4 марта судья отказал в удовлетворении иска об уплате штрафа в размере 71 090,76 рублей.
Мотивированного решения в обоснование своих выводов по делу суд не вынес: это юридически возможно. Но очевидно, что судья счел доводы поставщика убедительными. Исполнитель по госконтракту заменил ненадлежащие товары, а истец их принял – об этом свидетельствовали акты приемки. Следовательно, истец не вправе настаивать на выплате штрафа. Таким образом, суд подтвердил правовую позицию Верховного суда: замена товара на надлежащий исключает взыскание штрафа.
В отношении других требований суд постановил, что ответчик обязан:
- заплатить штраф в 2000 рублей за сертификаты;
- возместить расходы на экспертизу – 18 936,48 рублей;
- выплатить пеню, но в меньшем размере – 872,75 рубля в связи с тем, что ЦБ понизил ключевую ставку;
- оплатить госпошлину 872 рубля, что также меньше суммы, запрошенной истцом.
Всего в пользу центра социального обслуживания суд взыскал 22 681,23 рубля вместо 97 048,76 рубля. Ни поставщик, ни заказчик апелляционные жалобы не подавали, соответственно решение суда их устроило. Последним актом этого судебного разбирательства стало решение суда от 25 мая 2020 года о взыскании с истца 7000 рублей, которые ушли на оплату труда юриста.
В каких еще случаях нельзя штрафовать в госзакупках
При других нарушениях условий контрактов суды могут занимать аналогичную позиции в ходе рассмотрения дел о взыскании штрафов. Разберем, кого это может коснуться.
Поставка некомплектного товара
По правила компания-исполнитель может быть оштрафована, если она поставила:
- некомплектный товар;
- товар с нарушением условий об ассортименте;
- часть оговоренного товара.
Но если в итоге это нарушение было устранено, то суд не увидит оснований для того, чтобы взыскивать штраф с поставщика. Например, госучреждение закупает комплект мебели: стол и шесть стульев, шкаф, директорскую стенку. Исполнитель все привез, только стульев оказалось не шесть, а четыре. Если он впоследствии привез недостающие 2 стула, то штрафовать его не за что.
Выполнение работ по госконтракту с недостатками
Оснований для штрафа не будет и в том случае, если исполнитель сперва выполнил свою работу ненадлежащим образом, но потому исправил все недочеты. В подобных ситуация суды расценивают ненадлежащее выполнение работ как нарушение сроков. За такой проступок заказчик имеет право наложить пеню на подрядчика, но никак не требовать взыскания штрафа.
Рассмотрим это на таком примере. Подрядчик заключил госконтракт с институтом ядерной физики на выполнение работ по капитальному ремонту. Принимая работы, сотрудник института выяснил, что материалы, использованные для ремонта, не соответствовали требованиям контракта. После того как подрядчик получил официальную претензию, он устранил все недостатки. Но заказчику ситуация все равно не понравилась, и он обратился в суд, где требовал взыскать с исполнителя штраф. Суды двух инстанций отказали удовлетворить такое исковое требование: исполнитель устранил все недостатки, оснований для штрафа нет.
Подводим итоги
Все собственникам бизнеса, которые собираются участвовать в госзакупках, стоит запомнить следующее:
- Заказчики по закону обязаны привлекать исполнителей к ответственности, если те нарушили условия контракта.
- Если вы не исполните условия договора или работа будет проделана ненадлежащим образом (будут поставлены товары ненадлежащего качества или характеристик), то придется заплатить штраф.
- О строгости и размере штрафных санкций нельзя договориться с заказчиком. Этот параметр определяется правительством и зависит от стоимости контракта. В отдельных случаях штраф может достигать 10% от цены контракта за каждый факт нарушения.
- Также исполнителя могут обязать заплатить пеню. Эта санкция назначается не за факт нарушения контракта, а за просрочки в исполнении обязательств. Нарушите сроки выполнения работ или поставки продукции – в системе госзакупок вам начислят пеню.
- Размер пени также регулируется государством. Он составит 1/300 ключевой ставки Центробанка от цены договора за каждый день просрочки. Размер пени обязательно уменьшается на стоимость исполненного обязательства.
Если вы заменили ненадлежащий товар или переделали ненадлежащую работу, то заказчик не может требовать от вас уплаты штрафа. Но если с поставкой или предоставлением услуг были задержки, то госучреждение по закону обязано начислить вам пеню.
Именно такая судебная практика сейчас складывается в РФ. Потому если заказчик настойчиво требует от вас уплаты штрафа, знайте, что в этой сфере его влияние не безгранично, а у вас есть основания защищать свои права и не переплачивать.