Импорт из Китая: как ввозить товары и какие документы нужны на таможне

Торговые площадки развиваются, становятся глобальнее с каждым годом. Сейчас нетрудно найти нужные товары за рубежом, связаться с продавцами или производителями и договориться о покупке. Рассчитать цену, определиться со способом поставок, получить образцы товаров по почте – иногда купить товар в Китае так же просто, как заказать что-то из соседнего города.

Препятствием для начинающего бизнесмена является российская таможня. Платежи, правила и штрафы за нарушения – это многоструктурная система, в нюансах которой следует разбираться, чтобы не терять прибыль от продаж.

Именно из-за необходимости работы с таможней начинающему бизнесмену может показаться, что международная торговля – это сложно и доступно только крупным игрокам на рынке. Но это не так. Мы разберем, как начать внешнеэкономическую деятельность самостоятельно и как работать с таможней. Для небольшого ООО или индивидуального предпринимателя этой информации будет достаточно, чтобы понять, как все устроено, как правильно оформлять документы на ввоз и рассчитывать таможенные платежи, чтобы не разориться на штрафах.

Трудности импорта в 2022 году

В 2022 году импорт в Россию значительно усложнился, но не остановился. Этому есть несколько причин.

Санкциионные ограничения

Великобритания, Канада, США, Австралия, Япония и страны Европейского союза наложили на РФ определенные санкции, затрудняющие импорт. Ограничения вводились последовательно, в несколько этапов, и включают в себя разные меры и запреты. Сейчас в нашу страну нельзя ввозить высокотехнологичную продукцию, полупроводники, семена и удобрения, промышленное оборудование, самолеты и запчасти для их ремонта. Так как страны вводили санкции отдельными пакетами, перед тем как ввозить тот или иной товар, нужно уточнять, можно ли это делать.

Ограничения в банковском секторе

Санкции коснулись также 5 крупных банков России: ВТБ, Совкомбанк, Новикомбанк, Открытие, Промсвязьбанк. Заплатить зарубежному поставщику со счета одного из этих финансовых учреждений нельзя. Также не получится заплатить поставщикам из США со счета в Сбербанке. Все корреспондентские счета Сбербанка там закрыты, и транзакции с его участием отклоняются в Штатах.

Санкции от компаний

Компании, которые работают в странах, наложивших ограничения, часто по собственной инициативе прерывают свой бизнес с РФ. Даже если они продают или производят товары, разрешенные к ввозу в Россию.

Есть и такие компании, которые отказываются работать с бизнесменами с РФ, хотя их страны не вводили ограничения. Для них существуют риски попасть под санкции от ЕС или США, потому поставщики отказываются от сотрудничества.

Трудности с доставкой товаров

Самые крупные американские и европейские логистические компании (в том числе и Maersk) остановили свою деятельность на территории России. Это значит, что они не только не будут заниматься перевозками, но и отказались сдавать в аренду свои морские контейнеры. Есть угроза, что и китайские перевозчики откажутся доставлять сюда товары – они также опасаются санкций, которые могут наложить на них Штаты и ЕС.

Практически остановились и перевозки по воздуху. Самолеты большинства стран мира больше не летают в Россию – это результат взаимных ограничений между государствами. Сперва Америка, Европа и ряд других государств ввели запреты на рейсы для авиаперевозчиков из РФ. В ответ Министерство транспорта РФ издало указ, запрещающий авиакомпаниям этих стран летать в РФ или над территорией нашей страны.

Антисанкционные меры

Помимо действия внешних санкций, начинающему импортеру нужно учитывать и те ограничения на импорт, которые ввела Российская Федерация в качестве антисанкций. Например, еще в 2015 году начали действовать антисанкции в сфере ввоза продуктов питания. В РФ запретили ввозить мясо, рыбу, молокопродукты, фрукты и овощи из ЕС и США. И эти антисанкции действуют и по сей день. Плюс к ним добавились новые ограничения.

В результате, чтобы ввести товар в Россию в 2022 году, должны одновременно работать пять пунктов:

  1. Страна происхождения груза разрешает его доставку на территорию РФ.
  2. Россия не запрещает ввозить этот груз.
  3. Продавец согласен продать товар в РФ.
  4. Перевозчик согласен этот товар доставить.
  5. Покупатель из РФ будет рассчитываться с производителем и поставщиком через банк, который не попал под санкции, блокирующие перевод денежных средств.

Также важно учитывать скачки в курсе валют. Контракты на импорт обычно заключаются в иностранной валюте, а от количества и итоговой стоимости груза будет зависеть таможенная пошлина. Когда курс резко поднимается, это значит, что бизнесмену придется заплатить на таможне гораздо большую сумму, чем он планировал изначально.

Несмотря на эти сложности, возможность импортировать товары в РФ остается открытой. Сейчас активно развивается импорт из стран, которые не присоединились к санкциям. Это азиатские, африканские и латиноамериканские государства.

Определенные категории товаров нужны РФ, потому на них были отменены ввозные пошлины. Так, завозить строительные материалы, компоненты для электроники, ткани и пряжу, упаковочные материалы, удобрения, бумагу и картон можно беспрепятственно. Но это решение временно. Пока что пошлинами не облагаются товары, задекларированные на таможне в период с 17 марта по 30 сентября 2022 года.

Какие документы нужны российскому импортеру

Минимальный набор документов, который должен быть у каждого бизнесмена, занимающегося торговлей импортными товарами, – контракт, инвойс, упаковочный лист и транспортная накладная.

Эти документы потребуют в банке при оплате поставки и при прохождении таможни, чтобы составить декларацию на товар. Но, как и было сказано, этот перечень не окончательный. И банк, и таможенная служба могут попросить другие документы. Например, платежные поручения, экспортные декларации, прайс-листы, спецификацию к контракту, каталоги с продукцией, товароведческую или техническую документацию.

Необязательно иметь оригиналы всех документов, в банке и на таможне большинство из списка можно предоставить и в виде копий. Но вот контракт должен быть всегда в оригинале. Вдруг вам придется судиться или доказывать продавцу свою позицию, ссылаясь на договор между вами. Оригинал контракта потребуют и в банке, особенно если вы берете коммерческий кредит, чтобы закупить товар.

Каким должен быть контракт между компанией импортером и зарубежным поставщиком

Несмотря на масштабы, по сути, это обычный договор поставки. В нем прописывается момент и место, когда право собственности на товар переходит заказчику, разграничивается ответственность сторон.

Какое у контракта будет содержание зависит только от переговоров. Главное, чтобы на бумаге были отражены такие моменты:

  • предмет договора (какие товары вы покупаете);
  • стоимость единицы товара и всего контракта;
  • валюта платежа;
  • сроки оплаты по договору;
  • срок, в который продавец должен подтвердить, что он получил оплату;
  • срок, в который продавец должен уведомить получателя об отгрузке товара;
  • условия поставки по Инкотермс (ниже будет информация о том, что это такое);
  • описание товара и его технические характеристики;
  • список документов, которые иностранный партнер должен приложить к товару;
  • способы и сроки разрешения возможных конфликтов по договору;
  • действия сторон в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Например, когда в 2020 году мир столкнулся с эпидемией коронавируса, китайские компании приостановили отгрузку товаров, но оплату по контрактам все равно продолжали требовать. Такие моменты важно предусмотреть и отразить в контракте, чтобы позже не попасть в неприятную ситуацию.

Также важно прописать в контракте критерии качества товара, материалы изготовления, способы производства и дизайн. В противном случае покупатель сильно рискует, ведь китайцы – очень хитрый народ. В приехавшем контейнере с грузом может оказаться абсолютно не то, что покупатель видел в красочных каталогах продавца.

Любая из сторон имеет право предложить свои правки в контракт. Документ лучше составлять на 2 языках: русском и немецком. Если в контракте не будет сложных технических описаний, то можно взять шаблон из интернета и подкорректировать его под себя. Если вы подписываете контракт на поставки дорогого оборудования, товар нужно перевозить в несколько этапов или придется разделить будущую прибыль с продавцом, то лучше нанять переводчика.

Инкотермс: как правильно прописать условия поставки

Чтобы бизнесмены из разных государств не спорили из-за трактовки формулировок в контракте, были созданы базисы Инкотермс – набор разных видов условий поставок, буквально на все случаи жизни.

Каждый из вариантов поставки маркируется аббревиатурой из трех букв. Например: существует базис FCA, по условиям которого продавец несет ответственность только за отгрузку и оформление груза на таможне в своей стране. Доставку же полностью организовывает покупатель. И как только продавец загрузил контейнер и оформил его на своей таможне, ответственность с него снимается, все возможные риски после этого несет покупатель.

Другой базис – DDP – обуславливает ответственность продавца за все этапы импорта: отгрузка и доставка, разгрузка, прохождение таможни у себя и у продавца, всем этим занимается компания, которая производит и/или продает товары.

Такие базисы помогают сторонам понимать друг друга и однозначно трактовать условия договора независимо от того, из каких стран они происходят. Международная торговая палата каждые 10 лет обновляет Инкотермс. Последняя версия была опубликована в 2020 году, но компании имеют право заключать договора на условиях любой версии Инкотермс. Главное – указать в документе базисы какой редакции были использованы.

Инвойс

Инвойс – это счет на оплату, который составляется по строгой структуре. В нем должны быть указаны:

  • название компаний покупателя и продавца;
  • количество товаров;
  • стоимость единицы товара;
  • общая стоимость груза;
  • базис Инкотермс, по которому идет поставка;
  • банковские реквизиты сторон.

Подготовка инвойса – это прямая обязанность продавца. Важный момент – банковские реквизиты продавца в контракте и инвойсе должны совпадать. Иначе могут возникнуть вопросы в банке при оплате контракта или на таможне при ввозе груза в РФ.

Если организацией доставки занимается продавец (например, по базисам DAP, CPT или CIP), то в инвойсе должна быть отдельно прописана стоимость транспортировки груза до места, где право собственности на него переходит покупателю.

Упаковочный лист

Упаковочный лист составляется продавцом. В нем прописывается наименование и количество товаров, вид их упаковки, масса груза нетто и брутто, а также объемный вес и количество грузовых мест.

Чаще всего товары от разных отправителей пакуются вместе и идут в составе большого сборного груза. В таком случае упаковочный лист помогает перевозчику не запутаться при сортировке грузов на складе.

Транспортная накладная

Транспортный документ служит подтверждением того, что перевозчик принял груз у продавца и везет его покупателю. Вид этого документа будет зависеть от способа доставки товара:

  • автомобильным транспортом – международная транспортная накладная (CMR);
  • поездом – железнодорожная накладная международного назначения (SMGS);
  • кораблем – коносамент или Bill of landing;
  • самолетом – грузовая авианакладная (AWB).

Бывает, что доставка товаров осуществляется несколькими видами транспорта, например, сразу контейнер везут поездом, а потом грузят на корабль. Такие доставки называются мультимодальными. И здесь нужны транспортные накладные под каждый вид задействованного транспорта.

Составлением транспортных накладных занимается перевозчик. Импортеру об этом думать не нужно. Но знать и понимать аббревиатуры стоит.

Как оплатить инвойс

Внешнеэкономические сделки могут прикрывать незаконный вывод денег из страны. Потому банки отслеживают российских экспортеров и импортеров через процедуру валютного контроля. Чтобы оплатить товары, нужно открыть валютный счет в банке и пройти валютный контроль. Чем выше стоимость сделки, тем пристальнее будут изучать перевод.

Например, если ваш контракт стоит 200 000 рублей, то предоставлять документы необязательно, указывается только код операции. Когда цифра больше, то банк запросит документы. Их перечень можно уточнить в отделе валютного контроля.

Под пристальное внимание попадают контракты стоимостью от 3 млн рублей. Они регистрируются в банке, сделка ставится на учет, а менеджеры отслеживают сроки поставок и перевода средств. За нарушение валютных законов импортер получит штраф.

Как товары ввозятся в Российскую Федерацию

Все грузы, которые пересекают границу РФ, размещаются на СВХ – складах временного хранения. Такие есть в каждом регионе страны: в пропускных пунктах на границе, на железнодорожных станциях, в морских портах и аэропортах, в контейнерных терминалах.

Хранить груз на СВХ – это платно. За двухсуточное хранение транспортного средства с грузом придется отдать от 8 000 до 18 000 рублей. Цена будет зависеть от расценок каждого конкретного склада. За дополнительные услуги (выгрузка, погрузка, сортировка товаров) придется доплатить. Расценки, как правило, можно найти на официальном сайте СВХ. Есть строгое правило по длительности хранения груза – ваш товар не может находиться на складе дольше 4 месяцев.

Когда груз импортера попадает на склад СВХ, то работники склада отправляют в таможенную службу документ по форме ДО-1. Это отчет о том, что они приняли товар на хранение. После этого можно заниматься декларированием груза на таможне.

Как правило, в каждом городе есть несколько таможенных представителей – контор, где за деньги происходит декларирование товаров. Стоимость процедуры будет зависеть от сложности оформления документов. Например, в 2020 году в Москве оформление таможенной декларации стоило от 15 до 25 тысяч рублей.

Выбирая таможенного представителя, убедитесь, что он включен в специальный реестр Федеральной таможенной службы. Если конторы там нет, значит она работает неофициально и с вести там дела не стоит. Не лишним будет разузнать, участвовала ли компания в судах. Для этого поищите его в базах судебных решений. Если окажется, что контора часто судится из-за качества декларирования, то стоит найти другой вариант.

Можно не платить помощникам и подать декларацию самостоятельно, законом это не запрещено. Сейчас сделать это можно в электронном виде и никуда ехать не нужно. В процессе таможенного декларирования товаров импортер сталкивается в 2 видами регулирования: тарифным и нетарифным. Их разберем далее.

Тарифное регулирование при декларировании груза

Когда государство устанавливает таможенные пошлины на ввоз товаров в страну – это называется тарифным регулированием. С помощью такого инструмента государство не только зарабатывает деньги (пошлина засчитывается в бюджет страны), но и защищает местных производителей от нашествия более дешевых импортных товаров.

Пошлины по тарифному регулированию устанавливаются в процентном соотношении от таможенной стоимости товара. В эту стоимость входит цена товаров по инвойсу и дополнительные расходы, которые понес покупатель с того момента, как груз пересек границу РФ. В дополнительные расходы входит обычно страхование, транспортировка, погрузка и разгрузка.

Также на таможенную стоимость влияет базис поставки. Допустим, в контракте было прописано FCA Istanbul. Это значит, что организация доставки груза из Стамбула ложится на покупателя. Таможенная стоимость в таком случае будет определяться так: цена по инвойсу + транспортные расходы покупателя на доставку от Стамбула до границы РФ.

Если базис поставки записан как CPT Moscow, Sheremetyevo, это значит, что продавец самостоятельно занимается доставкой товара из своей страны в РФ. В этом случае таможенная стоимость равна цифре, прописанной в инвойсе (а в нем уже заложены транспортные расходы продавца).

Таможенную стоимость указывает импортер или его брокер при декларировании. Таможенные конторы ведут учет цен на ввозимые товары, в их распоряжении есть статистика по контрактам за несколько лет. Также они руководствуются сводом минимальной стоимости, в котором прописаны практически все товары.

Если покупатель предоставляет инвойс с заниженными ценами, то в таможенной конторе его попросят объяснить, откуда такая скидка. Свои слова нужно будет подтвердить документами. Если импортеру не удастся убедить таможенных инспекторов, то они откорректируют стоимость контракта до «нужного» значения, опираясь на свои источники и правила, а затем предложат импортеру заплатить пошлину с этой суммы.

Бизнесмен имеет право оспорить корректировку цифр в суде. Но там ему придется представить действительно веские доказательства. Дело в том, что цены, которые предлагает таможенная контора, действительно соответствуют среднерыночным. А низкая стоимость товаров чаще всего связана с их низким качеством либо жульничеством импортеров, которые таким образом пытаются уклониться от уплаты пошлин.

Виды таможенных платежей

Существует 4 вида таможенных платежей для импортеров. В таможенной декларации они указываются в графе 47 под одним из присвоенных кодов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Таможенный сбор (1010)

Это обязательный платеж за работу таможенной службы. Размер этого сбора зависит от стоимости груза: чем выше цена, тем больше придется отдать на таможне. Например, если в страну были ввезены товары на сумму до 200 000 рублей, то заплатить придется 775 рублей сбора. А вот если партия товаров стоила 10 миллионов рублей, то таможенный сбор составит уже 30 000 рублей. Таможенные сборы постоянно растут, это нужно учитывать.

Сбор взимается при каждой подаче декларации, и это не зависит от результатов ее рассмотрения. Даже если таможня откажет в ее оформлении или импортер отзовет поданную декларацию, то средства ему никто не вернет.

Ввозная таможенная пошлина (2010)

Ставки для этой пошлины зависят от того, что именно завозит импортер: для каждого товара они будут свои. Чтобы правильно рассчитать эту пошлину, нужно опираться на код товарной номенклатуры – ТН ВЭД. Для каждого вида товаров предусмотрен свой код.

Например, импортер закупил заграницей партию шерстяных брюк. Код ТН ВЭД у данного вида товаров 6203 41 100 0, а размер пошлины составит 2,2 евро за килограмм товара.

Или, например, вы завезли в РФ партию шелковых галстуков. Код ТН ВЭД для них будет 6215 10 000 0, а таможенная пошлина составит 17,5% от цены каждого галстука.

Ввозной НДС (5010)

Этот таможенный платеж зависит не только от стоимости груза, но и от таможенных сборов, пошлины и акциза. По своей сути это налог на налог. Ставка НДС на товары народного потребления составляет 20%.

Таможенный акциз

Акциз уплачивается только со специальной категории товаров. Они перечислены в статье 181 Налогового кодекса РФ. Например, акциз нужно платить, если импортируете в РФ автомобили, алкоголь, сигареты.

Можно ли рассчитать таможенные платежи самостоятельно

На сайтах таможенной тематики есть бесплатные онлайн-калькуляторы, которые позволяют проводить расчеты. Такие инструменты полезны, ведь дают возможность оценить расходы на растаможку. Но всецело полагаться на их точность не стоит.

Расчет таможенных платежей имеет много нюансов, которые неизвестны начинающему импортеру. Например, подобрать тот же код ТН ВЭД не так и просто. А если неправильно определить материал, из которого сделан товар, и написать неправильный код, значит вы уплатите налог по неправильной ставке и в результате получите штраф. Груз при этом зависнет на складе, и за каждый день его хранения придется платить.

Потому если вы не разбираетесь в таможенных платежах, лучше первые несколько сделок провести под контролем опытного таможенного брокера, который понимает все тонкости декларирования.

Как вносятся таможенные платежи

Каждый импортер должен зарегистрировать личный кабинет на сайте Федеральной таможенной службы. При регистрации каждому бизнесмену открывают ЕЛС – единый лицевой счет. Импортер подсчитывает таможенные платежи и вносит общую сумму на своей лицевой счет. Деньги уже должны быть на счету на момент подачи декларации.

При внесении средств нужно указать код платежа. С его помощью таможенная служба поймет, что именно вы оплачиваете. Как только таможня принимает решение о том, что груз можно впустить на территорию страны, таможенный платеж спишется с вашего лицевого счета.

Нетарифное регулирование ввоза грузов в РФ

Оплата таможенных сборов и налогов – это далеко не все, что предстоит сделать импортеру, чтобы ввезти товар в страну. Помимо этого, нужно получить определенную разрешительную документацию. Трудность состоит в том, что для разных видов товаров требуются разные разрешения. Чтобы их получить, нужно обращаться в разные учреждения. Схема их выдачи действительно сложная.

Например, Росстандарт предъявляет особые требования к ввозу косметики и лекарственных средств. Чтобы привезти такие товары на территорию страны, нужно пройти сложную и дорогую процедуру госрегистрации товара.

Если вы хотите заниматься импортом пищевых продуктов и предметов личной гигиены, то нужно оформлять разрешение в органах СЭС Минздрава. Туда же нужно обращаться, чтобы провести экспертизу безопасности стройматериалов при их ввозе на территорию РФ. Чтобы продавать игрушки для домашних питомцев, нужно получить разрешение от департамента ветконтроля Россельхознадзора.

Чтобы узнать, какие разрешения нужны и где их можно получить, ознакомьтесь с техническим регламентом Таможенного союза. Этих регламентов много, а их полный перечень можно найти на сайте Росстандарта.

Например, для ввоза, хранения и продажи на территории РФ мужских пуховиков нужно оформить декларацию о соответствии товаров требованиям технических регламентов таможенного союза. Чтобы получить такое документ, нужно провести испытания продукции в специальной лаборатории. А для проведения исследований потребуется предоставить образцы.

То есть, сперва импортер получает от продавца образец: ввозит его в страну, декларирует и передает в лабораторию для проведения анализа. Только после оформления декларации соответствия можно ввозить в РФ основную партию товара.

Таможня может потребовать предоставить протокол испытаний, а также документы, подтверждающие ввоз образцов. Если вы захотите сэкономить и каким-то образом сможете оформить декларацию соответствия без лабораторных испытаний – будут проблемы. Таможня имеет все основания отказать в ввозе основной партии товаров, если импортер не предоставит нужные документы.

В такой ситуации придется оформлять декларацию соответствия заново. А на этот процесс уходит, как правило, 2-3 недели. Все это время заблокированный груз будет храниться на складе за счет импортера.

Как выбрать агента, который поможет получить разрешительную документацию

Оформление разрешительных документов – это сложная многокомпонентная работа. Лучше доверить ее агенту или даже нескольким, если речь идет об импорте нескольких видов товаров. В России сейчас есть достаточно большое количество фирм, готовых взяться за такие задачи.

В Москве такие услуги будут стоить от 18 000 до 50 000 рублей. За проблемные грузы (если, например, требуется дополнительное исследование продукта на содержание наноматериалов) запросят больше.

У агента обязательно нужно узнать, через какие госорганы и лаборатории он будет оформлять разрешительные документы. Лучше убедиться лично, что у этих лабораторий и органов есть право работать с вашей товарной группой. Проверить это можно через электронные реестры национальной системы аккредитации.

Некоторые агенты в погоне за прибылью заключают договоры на проведение испытаний с казахскими, армянскими или киргизскими лабораториями. Такое сотрудничество несет импортеру риск: таможня может не принять документы от подобных лабораторий или запросить свидетельство о включении этих органов в госреестр. Подобные разбирательства отнимают немало времени, в течение которого ваш груз будет лежать на складе временного хранения, за что платить придется вам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: