Бегство в маркетплейсы

Бегство на рынки

В далекие годы, когда было принято покупать одежду на вещевых рынках, у нас с братом были друзья. Умные образованные дети, выпускники техникумов, которых заставляли продавать компакт-диски (музыку) на рынке автозаводов.

У нас была взаимная «дружба». Мы приходили на рынок, чтобы поболтать, скрасить их рабочие будни, и они взяли напрокат компакт-диски, которые мы с братом копировали дома на кассеты. Основная торговля проходила по субботам и воскресеньям. Палатка стояла на улице. Мальчики мерзли, закутанные в дубленки и валенки.

Раз в две недели рекордсмены в свернутом состоянии выезжали в Лужники. Дорога заняла 20 часов в одну сторону. В большом туристическом автобусе, забитом до потолка клетчатыми сумками, с ними ехали такие же обязанные бизнесмены-торговцы. Ребята мечтали, что когда-нибудь все это закончится и они займут свои места в конструкторских бюро, теплых кабинетах и ​​вернутся в профессию.

Бегство на рынки

Любой рыночный трейдер когда-либо задумывался о том, какую ценность он приносит миру, в чем состоит его миссия.

Мы так быстро ушли с рынков одежды в соблазнительный онлайн, что даже не осознали, что такая спешка — это нормально.

Чтобы осознать это, достаточно однажды побывать на складе Wildberis.

Бедняги вроде вас будут стоять в очереди из 120 машин.

Да, очередь цифровая и ваш клиент будет не на картонной коробке в холодном контейнере, а в примерочной на пункте самовывоза. Этот Бакальчук (Вильдберис) выгодно отличается от Тельмана Исмаилова (бывшего хозяина легендарного Черкизона). Но суть та же.

Нет, я не обесцениваю торговлю. Это тяжелая работа, во многом неблагодарная.

Умные, образованные люди, многие из которых вышли на пенсию, самоучки или прошли информационные курсы, приносят свои сумки, коробки, поддоны в промышленные районы в надежде, что они станут частью нового цифрового мира…

Бегство на рынки

Предпосылки для того, чтобы вся розничная торговля устремилась на рынки, существуют уже давно. Пандемия только ускорила этот процесс, оттолкнув нерешительных продавцов. И процесс доступа к виртуальной полке стал намного проще. Откройте любой рынок, посмотрите, кого там нет…

В 2019 году я вел переговоры с одним из крупнейших дистрибьюторов компьютерного оборудования Marvel. Они видели серьезные перспективы в выходе на рынки. Позже Marvel начала отправлять товары прямо туда.

Как сказал один умный человек, все участники процесса стремятся выстроиться в один ряд, как микросхемы эквалайзера.

И это не удивительно. Весь мир ритейла развивается по пути прямого доступа к торговым площадкам. Доля их присутствия в разных странах составляет 70-80%.

В этом отношении СНГ по-прежнему сильно отстает.

Взгляните на то, что происходит в мире: Азиатско-Тихоокеанский регион: Amazon, Япония: Rakuten и Amazon, Индия: Amazon и Flipkart, Европа: Amazon, Аргентина — Mercadolivre, Сингапур: Shopee и Lazada, Индонезия: Tocopedia. Лаос и Нигерия: Джумия, Объединенные Арабские Эмираты: полдень и так далее.

На протяжении многих лет рынок ИТ-дистрибуции кровью и потом восстанавливает продажи. Были назначены четкие роли. Дистри — товар, ввозимый в РФ, занимающийся таможенной и внешнеэкономической деятельностью, реселлер (б / у) — перепродается конечным потребителям, укрепляя свою экспертизу на розничном рынке. Системные интеграторы руководили деятельностью проекта. Продавец (производитель) — занимался маркетингом и контролем всего этого.

Какое-то время районы и ритейлеры тянули одеяло в ту или иную сторону, сменяли друг друга, но в то же время сохраняли баланс сил.

правда, добыча победила зло: появились городские связи и рестораны — розничные магазины, связанные с крупными оптовыми китами.

Бегство на рынки

Надо сказать, что такой баланс сил возможен только в здоровой экономике. Когда у всех в пищевой цепочке достаточно денег. То есть сыты все, в том числе и государство.

Конечно, розничная торговля — лакомый кусок бизнеса. Торт разделится не один раз. Но чтобы понять, что происходит сейчас, необходимо вернуться в недавнее прошлое.

Яндекс Маркет

Я не знаю, какую долю занимает Яндекс-маркет в общем бизнесе компании, пусть говорят эксперты, но без печали и сожаления не скажешь, во что превратилась поисковая система.

Я помню Я.Маркет с 2005 года, тогда там было не так тесно, мы столкнулись из-за того, что входили в пятерку лидеров и были привязаны к продуктовому листу.

Качественный сервис следил за отзывами. Яндекс боролся с мошенничеством и смог заблокировать магазин на основании жалоб пользователей и целого списка чрезвычайно сложных критериев.

Бегство на рынки

Сколько компаний выросло, сколько умерло, не выходя из песочницы Яндекс Маркета. Может быть отдельный некролог.

Я предсказывал уход «Яндекса» задолго до того, как это произошло. Но он выстоял из последних сил, несмотря на рыночные тенденции, он оставался хорошей поисковой системой.

Но, как это часто бывает, жадность испортила битву. Яндекс хотел денег, и конкуренция усилилась. Ya.Market начал попытки перейти от модели оплаты за клик (CPC) к модели оплаты за действие (CPA) еще в 2016 году. Но рынок не был готов к такой трансформации.

Риск потерять ведущих рекламодателей, которые платили за клики, а не за действия, был очень высок. Даже если они, рекламодатели и так далее упали.

Результат «М.Видео», «Эльдорадо» и других монстров, в том числе усовершенствованного «Озона» Яндекса, предопределил их стремительное бегство на рынок.

Кто помнит Goods?

Очередную попытку сыграть на чужой площадке предприняла группа компаний «Сафмар» (М.Видео и Эльдорадо). Это понятно.

Когда ваш канал продаж работает хорошо, а ваши бесчисленные магазины каждый день превращаются в музеи, где зомби-продавцы «нападают» на некоторых покупателей, просто чтобы потрогать и купить в Интернете, нет времени для шуток.

Бегство на рынки

ТоварыRu пришли ко мне в 2017 году, предложили бесплатное участие в бета-тестировании своего сайта. Как и ожидалось, наши обезличенные активы должны были быть переданы московскому «М.Видео.

Я не хотел быть подопытным кроликом. Мысль о том, что наши клиенты пойдут в Good’s и больше не вернутся, мне не совсем соответствовала. Менеджер ушел к другим волонтерам. Позже Сафмар отказался от идеи развивать рынок самостоятельно, в экстазе слившись со Сбербанком.

Еще один внебрачный сын СБЕРА

Там, где есть хоть немного денег, появляется Сбербанк. Еще до появления «СберМегаМаркет» у предприятия Германа Грефа был еще один внебрачный план.

Если бы не гениальные рекламные образы Гудкова, наше поколение не вспомнило бы «Беру» — совместное предприятие Сбербанка и Яндекса. На самом деле этот Яндекс Маркет частично испортился в том виде, в котором мы его помним и любим с 2005 года. А что я буду собирать? Это банк и банк в Африке Я выбросил и выбросил…

Бегство на рынки

Макияж жизни. Один из самых важных вопросов, который следует задать менеджеру конкретного рынка: сколько денег развивает его бизнес? Если деньги взяты в долг, вложены и не требуют операционной прибыли от проекта в ближайшее время, можно смело уходить. Как только платформа начнет считать деньги, вы это услышите.

Сюрприз, но в России больше чем пара рынков, куда можно пойти и где юнит-экономика будет вам полезна именно из-за того, что я написал выше в хаке жизни.

Юлмарт

Теперь вы поймете, почему я вспомнил о Юлмарт. Юлмарт — бывший российский частный интернет-магазин. Деятельность которого закончилась 1 марта 2020 года.

Бегство на рынки

В 2013 году Юлмарт был лидером российской интернет-коммерции по выручке. Но звезды то появляются, то исчезают — так устроен мир. Это означает, что впереди еще много открытий и закрытий. Лидерство Wildberys и Ozone, увы, не навсегда. Вы все еще будете помнить этот пост. Но это мое субъективное мнение.

СДЭК-ШМЭК

В общем, с этого нужно было начинать. Всякое примитивное потребление, так называемое перемещение ящиков (от англ. Box Moving — перемещение ящиков) начинается с логистики. Чем быстрее, надежнее и дешевле, тем лучше. Но на самом деле эти три параметра не работают вместе.

Любая транспортная компания все это время имела фору, чтобы стать привлекательным рынком. По уровню автоматизации те же «Бизнес-линии», те же ПЭК теперь не уступают Wildberis. Документооборот, электронная очередь, личный кабинет, мобильное приложение — все в лучших традициях электронной коммерции.

Но не так давно у транспортников были свои звезды.

Бегство на рынки

Помню, как в «Грузовозофф» был такой ТРЦ, ветераны бы меня поддержали, пропало много поддонов. Единственный способ справиться с этой бедой — ликвидировать: роспуск целых бригад…

Подведу итог. Транспортники учатся быстро, может быть, с другой стороны, они взорвут новые рынки.

Как жить нам в эпоху маркетплейсов?

Должен быть большой заключительный абзац с советами и указаниями. Как жить нам, обычным и средним производителям и продавцам в эпоху маркетплейсов.

Конечно, нельзя не сказать о новом тренде: нишевых рынках. Рынки как бизнес-концепция. Более того, чтобы быть эффективным и успешным, необязательно разводить монстра а-ля Озон. Спойлер: Вы вряд ли станете вторым амазонком, очередь уже большая.

Ниши, например, как 4fresh, занявшие свое место в продаже здорового питания и нехимических товаров для дома.

Кто выиграл? Кто уже выиграл? Тот, кто умеет что-то делать руками и понимает головой. Путь от «магазина» до прилавка стал короче, а значит, есть прибыль, можно хорошо заработать и запустить собственный бренд.

— Крупные компании, которые развивают частные торговые марки (собственные бренды), даже если они находятся на производстве в Китае. Некоторые ИРБИС загружают дешевую технику в вагоны прямо на рынках, минуя дилеров.

— Покупатели из глухих уголков нашей Родины. Они получили прямой доступ к дешевому китайскому мусору от Gardener.

— Бренды и торговые посредники, желающие развивать и продавать свой фулфилмент-бизнес.

Озон тестирует механизм, который позволит передавать листы продуктов с отзывами и историей продаж между юридическими лицами.

Если посмотреть на рекламную кампанию обновленного Яндекс маркета, то они уже конкурируют не за покупателей, как сами по себе, а за продавцов.

— Мы все. В конце концов, стоимость входа в собственный бизнес и, следовательно, риски теперь минимальны, как никогда раньше.

А что будет дальше?

Ставлю на новый формат, маркетплейсов в том виде, в каком мы их привыкли, не будет.

Я догадываюсь, что это будет. И что делать, чтобы не спать на трендах.

Все, что сейчас происходит, — это геологоразведочные работы. Самое интересное еще впереди.

По материалам vc.ru/trade/326001-begstvo-v-marketpleysy-2
Автор Александр Крынский

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector