Психология человека сложна и порой противоречива, часто сочетая в себе крайности и совершенно противоположные вещи. Например, успешный предприниматель может не быть лидером в собственной семье или группе друзей, а человек со многими талантами может иметь низкую самооценку.
Ученых заинтересовало сочетание противоположных качеств. Они провели исследование, связаны ли «положение жертвы» и коммерческий успех. Результаты научной работы были опубликованы Frontiers in Psychology.
Что это такое
Позиция жертвы – это особая поведенческая стратегия, характеризующаяся перекладыванием ответственности за происходящее в собственной жизни на других.
«Жертвы» постоянно жалуются, говорят о проблемах, страданиях. По их словам, к ним всегда относятся несправедливо, их обижают, насилуют и запугивают. Также в ваших проблемах всегда виноваты другие люди или обстоятельства, а не ваши собственные действия.
Быть жертвой удобно и выгодно. Окружающие сочувствуют, каются, помогают. Эта поведенческая стратегия — отличный способ быть в центре внимания и манипулировать другими, чтобы получить от них то, что вы хотите. Психологи используют термин виктимизация для обозначения этого типа поведения.
Как работали ученые
Исследователи из Школы предпринимательства Адельсона Университета Райхмана (Израиль) изучили вероятность связи между положением жертвы и наличием склонности к ведению бизнеса. Йосси Маарави, Боаз Хамейри и Тамар Гур — авторы научной статьи под названием «Восприятие виктимизации и тенденций в бизнесе». Ученые разделили работу на два отдельных исследования.
Для первого были приглашены 208 студентов бакалавриата из сферы предпринимательства. Их проверяли на наличие виктимности в поведении и чертах характера, компании, предпринимательстве.
Во втором исследовании приняли участие 354 взрослых. Они завершили онлайн-опрос о виктимизации черт, глобальной самоэффективности и поведенческом предпринимательстве.
К каким выводам пришли специалисты
Первое исследование выявило взаимосвязь между позицией жертвы и компанией. Но найти связь между виктимностью и склонностью к ведению бизнеса не удалось.
Ученые пришли к предварительному выводу, что достигнутые результаты объясняются тем, что в фокус-группу вошли только студенты, которые в целом имеют более низкий уровень виктимности черт характера по сравнению с пожилыми людьми, у которых они работают.
Этот вывод был проверен во втором исследовании. Выяснилось, что виктимизация и предпринимательство напрямую не связаны. Но самоэффективность, предприимчивость и предпринимательские наклонности взаимозависимы с привычкой быть жертвой.
Участники исследования с низкой самоэффективностью не демонстрировали предпринимательских наклонностей и привычки «разоблачать» себя как жертв. Но те, чья самоэффективность была высокой, имели черты жертвы и явные предпринимательские наклонности.
Проанализировав и сравнив результаты двух исследований, ученые пришли к окончательному выводу: повышение самоэффективности полезно для предпринимательства, даже если человек видит себя жертвой обстоятельств или других людей. По мнению экспертов, привычка занимать позицию жертвы существенно не влияет на достижение успеха в бизнесе, но и не мешает предпринимательству.