Инвентаризация при смене руководителя

Инвентарь при смене головы

Фотобанк Лори

Руководитель организации, как и любой другой наемный сотрудник, имеет право уволиться с работы по собственному желанию. Но сама процедура увольнения топ-менеджмента имеет ряд особенностей, поскольку директор несет полную финансовую ответственность и обязан передать весь бизнес своему преемнику (новому руководителю). Проведение инвентаризации при смене генерального директора — обязательная мера, которую необходимо проводить с соблюдением всех требований закона.

Цели инвентаризации

Основные задачи инвентаря при смене головы:

  • проверка фактического наличия материальных ценностей;

  • определение статуса всех финансовых обязательств;

  • проверять правильность и полноту бухгалтерской информации.

При инвентаризации нужно руководствоваться следующими документами:

  • Изобразительное искусство. 11 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. 402-ФЗ — предусмотрены общие инвентаризационные требования;

  • Положение о бухгалтерском учете (утверждено Постановлением Министерства финансов № 34н от 29 июля 1998 г);

  • «Методические указания по инвентаризации» (утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49);

  • Постановление Госкомстата от 18.08.1998 г. 88 от 27.03.2000 г. 26, на котором утверждены унифицированные формы инвентарных документов (могут использоваться самостоятельно разработанные формы, соответствующие требованиям законодательства).

Результаты инвентаризации должны быть задокументированы. Для проведения проверки создается инвентаризационная комиссия, состоящая из группы уполномоченных лиц. Если по результатам проверки будет выявлен материальный ущерб по вине руководителя организации, он должен будет возместить его в полном объеме по требованию учредителей (ст. 277 ТК РФ).

В какие сроки проводится инвентаризация

Обязательная инвентаризация при смене директора должна быть завершена в день приема-передачи дела. Конкретные сроки утверждаются приказом организации. Проверка проводится всем составом комиссии в присутствии материально ответственного лица (уходящего в отставку должностного лица).

Создание инвентаризационной комиссии

Фактическое наличие имущества и состояние обязательств в организации проверяет инвентаризационная комиссия (постоянно действующая). Если объем работы большой, можно создать несколько рабочих комиссий. Список должностных лиц, которые войдут в комиссию, утверждает руководитель.

Сам директор не может быть членом созданной комиссии. Запрещается включать в него субъектов, несущих материальную ответственность за проверку активов, хранением которых они являются.

Членами комиссии могут быть: сотрудники бухгалтерской службы, экономисты, инженеры, юристы, сотрудники технической службы и др. кроме того, в комиссию могут входить представители независимых аудиторских организаций. Если при инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии (и приказ не заменил его), его результаты аннулируются.

Какие документы нужны?

Инвентаризация при смене головы проводится после оформления соответствующего приказа (можно использовать форму ИНВ-22). В приказе об описи необходимо указать: место осмотра, конкретные даты, основание для проверки описи, состав комиссии.

В ходе проверки членами комиссии оформляется ряд документов, в том числе.:

  • Инвентарные списки ОС (№ ИНВ-1), нематериальных активов (№ ИНВ-1а), товаров и материальных ценностей (№ ИНВ-3) и т.д.,

  • Отчеты расчетной инвентаризации (№ ИНВ-17),

  • При обнаружении расхождений между реальным состоянием и данными бухгалтерского учета составляются сравнительные таблицы (например, № ИНВ-18 для нематериальных активов, № ИНВ-19 для ТМЦ).

Итоговым документом является «Отчет о результатах инвентаризации», который можно заполнить по форме №. ИНВ-26.

Акт приема-передачи дел

Процедура передачи дел новому руководителю осуществляется, в том числе, по результатам инвентаризации. Передаточный акт оставлен в произвольной форме, поскольку единая форма не была принята на законодательном уровне. В этом документе перечислены все бухгалтерские, учредительные и другие юридические документы, которые бывший начальник соглашается передать своему преемнику. Он также фиксирует передачу ценностей, оргтехники, ключей от помещений, сейфов, печатей компании, ключей ЭЦП и т.д.

Подготовьте две копии акта (по одной с каждой стороны). Передача осуществляется в присутствии всех членов установленной комиссии. Если при проверке или при передаче дел были обнаружены нарушения, это необходимо зафиксировать в акте. Этот документ послужит важным доказательством того, есть ли у нового директора какие-либо претензии к лицу, ранее занимавшему эту должность.

Как правильно организовать инвентаризацию?

Проведение инвентаризации при смене менеджера включает следующие шаги:

  • Выдача распорядительного документа (приказа) о создании инвентаризационной комиссии.

  • Устанавливайте остатки на дату инвентаризации, группируя материальные активы в порядке, удобном для подсчета.

  • Проверять. Если провести инвентаризацию за один день не удалось, ее завершение переносится на следующий день. В этом случае председатель комиссии должен опечатать все помещения, подлежащие осмотру. Если в описи были обнаружены ошибки, следует немедленно провести контрольную проверку и внести исправления в документы.

  • Запись результатов инвентаризации (документальная).

Далее следует подготовка и подписание акта приема-передачи файлов.

И уходящий директор, и лицо, вступающее в эту должность, заинтересованы в надлежащем проведении инвентаризационной комиссии и регистрации ее результатов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: