Покупка готового бизнеса – отличное решение для тех людей, которые имеют свободный капитал и хотят его выгодно вложить. В некоторых ситуациях начинающий предприниматель не хочет выстраивать бизнес-процессы с нуля, желая на старте получить работающую и приносящую доходы фирму. О том, как купить бизнес с минимальными рисками, мы поговорим ниже.
- Почему бизнес продают
- Зачем покупать бизнес
- Стоимость готового бизнеса
- Особенности заключения сделки
- Подписание предварительного договора купли-продажи
- Заключение основного договора
- Какие документы необходимы
- Паспортные данные
- Проверяем документы на помещение
- Список материальных активов
- О нематериальных активах
Почему бизнес продают
Некоторые люди считают, что продавать могут только проблемный бизнес, ведь таким образом предприниматель может избавиться от неликвидных активов. И подобное действительно встречается на практике. Поэтому следует изучить показатели бизнеса перед его покупкой.
Однако неликвидность не является единственной причиной продажи. Человек может прекратить доходную предпринимательскую деятельность по следующим причинам:
- Недостаток свободного времени. Это наиболее распространенная причина. Многие предприниматели имеют по нескольку бизнес-проектов. Ввиду нехватки времени, один из них может быть выставлен на продажу.
- Желание большего. Каждый бизнес имеет верхнюю границу прибыли, достигнув которой, предпринимателю будет некуда развиваться. И в таком случае человек может принять решение купить более прибыльный бизнес, а текущий – выставить на продажу.
- Отсутствие интереса к сфере. Случается такое, что после вывода бизнеса на стабильный доход, человек теряет к нему интерес. Виной тому может быть однообразность процессов. Поэтому предприниматель решает запустить новый проект.
- Переезд. Если человек решил сменить место жительства, то желание продать бизнес становится очевидным. Причем в подобных ситуациях собственники нередко сбрасывают цену, чтобы побыстрее перебраться на новое место. Поэтому большинство объектов, продающихся по причине переезда, обладают небольшой стоимостью и хорошими данными.
- Лень или нехватка опыта. Иногда собственник попросту не может справиться с бизнесом. И у таких объектов обычно не лучшие показатели, а потому приобретать их следует с осторожностью. Важно проанализировать собственные возможности, определив методы дальнейшего развития.
Зачем покупать бизнес
Покупка бизнеса – это выгодная инвестиция, ведь в данном случае речь идет о работающем объекте, приносящем стабильный доход. Начиная дело с нуля, предприниматель идет на большой риск, ведь этом случае придется заниматься раскруткой бизнеса в условиях высокой конкуренции. Для превращения идеи в доходный бизнес требуются на только знания и талант, но и везение. Поэтому многие начинающие бизнесмены предпочитают не рисковать.
По уровню вложений покупка готового дела нередко оказывается в разы выгоднее. Если человек продает бизнес в связи с переездом, то он в большинстве случаев передает покупателю все оборудование и товары на складе. Кроме того, многие люди готовы снизить цену, чтобы заключить сделку быстрее.
Стоимость готового бизнеса
Здесь все зависит от окупаемости. Речь идет о времени, в течение которого бизнес возвращает вложенные в него инвестиции. Средняя окупаемость для малого бизнеса составляет 15 месяцев. Таким образом, подсчет оптимальной стоимости объекта определяется по простой формуле: окупаемость умножаем на ежемесячную прибыль.
Например, бизнес приносит порядка 100 тысяч рублей в месяц. Умножаем эту сумму на 15 и получаем оптимальную стоимость, которая составляет 1,5 миллиона рублей.
Говоря о готовом бизнесе, необходимо учитывать также объем вложенных средств и времени. Поэтому объекты, приносящие одинаковую прибыль, могут иметь разную стоимость. И если процесс хорошо выстроен и не требует постоянного вмешательства, то собственник может предусмотреть дополнительную надбавку в цене.
Также на стоимость могут влиять материальные и нематериальные активы, клиентская база и выстроенная система управления. Кроме того, текущий собственник может отказаться передавать что-либо будущему владельцу. Об этом он должен обязательно указать в объявлении.
Готовый бизнес включает в себя следующее:
- Материальные активы. Речь идет об оборудовании, мебели, вывесках, материалах, помещении. Нередко помещение является арендованным. Если же оно выкуплено, то стоимость бизнеса может возрасти в разы.
- Нематериальные активы. Это группы и страницы в соцсетах, сайт компании, бренд, аккаунты в системах учета, право ведения бизнеса во франшизе, договоры с поставщиками и партнерами, рекламные кампании и т. д.
Выстроенная система управления – это совокупность всех бизнес-процессов. Сюда относится поиск клиентов, их ведение, набор сотрудников, обеспечение необходимым оборудованием и материалами. Например, по умолчанию список контактов клиентов должен перейти новому владельцу. Если же предыдущий собственник не хочет передавать клиентскую базу, он должен сообщить об этом перед продажей бизнеса.
Особенности заключения сделки
Заключение сделок по купле-продаже бизнеса – это достаточно новое явление в РФ. Тем не менее, в законодательстве уже присутствуют статьи, регулирующие данный процесс.
Наиболее безопасным способом оформления сделки является «двуступенчатая» система. Она предполагает подписание сначала предварительного, а затем основного договора.
В большинстве случаев для оформления сделки покупателем привлекается брокер. Этот специалист поможет учесть все юридические тонкости, проведя проверку бизнеса.
Подписание предварительного договора купли-продажи
Предметом предварительного договора является заключение основного соглашения в установленный срок. Данный этап регулируется статьей 429 Гражданского кодекса РФ.
Подписывая предварительный договор, покупатель передает продавцу обеспечительный платеж. Этот процесс напоминает сделки с недвижимостью.
Сумма обеспечительного платежа может быть произвольной. Деньги передаются брокеру на хранение. Затем начинается проверка бизнеса, предполагающая детальное рассмотрение отраслевых моментов и нюансов. Брокер в данном случае указывает, на какие особенности нужно обратить внимание. Также он выступает гарантом юридической безопасности передачи активов, полностью контролируя процесс проверки.
Заключение основного договора
На данном этапе происходят окончательные взаиморасчеты, передаются пароли, ключи и доступы к активам. Стороны также могут договориться о предоставлении послепродажной поддержки, которая позволяет сохранить структуру бизнеса.
Если передача бизнеса осуществляется совместно с юрлицом, то сделка заверяется нотариально. Брокер собирает документы и следит за тем, чтобы все юридические действия совершались правильно.
Какие документы необходимы
Проверка документов является одним из важнейших этапов покупки готового бизнеса. Ниже мы поговорим о тех бумагах, которым следует уделить наибольшее внимание.
Паспортные данные
Важно идентифицировать личность контрагента и установить его гражданство. Чтобы зафиксировать личность в соглашении, потребуются следующие данные:
- серия и номер паспорта;
- дата выдачи документа;
- орган, выдавший паспорт;
- код подразделения;
- адрес регистрации.
Проверяя паспорт контрагента, обратите внимание на наличие подписи на странице №2. Именно она используется при проведении почерковедческой экспертизы.
Проверяем документы на помещение
Если сделка предполагает передачу прав аренды или покупку помещения, то перед подписанием договора важно внимательно ознакомиться с документами. Наличие собственного помещения повышает привлекательность бизнеса, но здесь возможны свои подводные камни.
В первую очередь, у правообладателя должна быть выписка из ЕГРН и свидетельство о госрегистрации права на недвижимое имущество. Получить выписку может любой человек, запросивший данные из Росреестра. Этот документ позволяет узнать основные сведения о помещении, дате его регистрации и наличии возможных обременений.
Если сделка предполагает переуступку права аренды, то важно ознакомиться с соглашением об аренде. Прописанные в договоре условия определяют дальнейшие взаимоотношения с арендодателем. В прочем, новый владелец бизнеса может сменить помещение, заключив новое соглашение об аренде – на прежнем месте его никто не держит.
Список материальных активов
Материальные активы отражаются на конечной стоимости бизнеса. Кроме того, они важны для ведения дел на первых порах. В большинстве случаев покупка бизнеса без материальных активов может обернуться значительными проблемами, часто ведущими к невозможности продолжать дальнейшую деятельность.
Например, производственный бизнес предполагает наличие конвейера. Однако предыдущий собственник разобрал линию и продал ее до заключения сделки. Новоявленный собственник не учел этот факт, и впоследствии столкнулся с трудностью: продолжать деятельность без конвейера невозможно, а средств для его покупки попросту нет.
Чтобы подобного не произошло, нужно оговаривать все детали сделки заранее. Лучше подключить к ней профессионала, который не позволит продавцу обмануть покупателя.
Ценным материальным активом является и большой товарный остаток. Наличие солидного запаса продукции на складе позволит новому собственнику не снижать объемы продаж и заблаговременно закупить товары. В процессе передачи материальных активов важно уделить внимание инвентаризации, проверить качество продукции и работоспособность имущества. Нередко владельцы бизнеса пытаются продать списанные станки, выдавая их за работоспособное дорогостоящее оборудование.
О нематериальных активах
Именно наличие нематериальных активов отличает бизнес от других сфер деятельности. Речь идет об интернет-сайтах, клиентских базах, товарном знаке, номерах телефонов поставщиков и т. д.
Передача нематериальных активов – это отдельный этап сделки по купле-продаже бизнеса. Поэтому важно осуществить корректную передачу, закрепив этот момент в соглашении.
Например, передавая права администрирования учетных записей, продавец должен передать покупателю доступы к сайтам и различным сервисам. При передаче прав использования телефонного номера происходит перерегистрация на покупателя или его доверенное лицо.
Если этому этапу не будет уделено необходимое внимание, то покупатель в итоге может остаться без доступа к интернет-магазину, бухгалтерии, страницам в социальных сетях и т. д. Поэтому нужно заранее подготовить список всех нематериальных активов и проконтролировать, чтобы все доступы были переданы до подписания договора.