К сожалению, конфликты на работе случаются довольно часто. Не все сотрудники могут найти общий язык друг с другом, и на это есть множество причин. Самые распространенные из них будут рассмотрены в этой статье.
Отсутствие четких обязанностей
Каждый человек должен понимать, что от него требуется и какие у него права. Конкретное распределение обязанностей помогает каждому сотруднику выполнять свою работу, не перекладывать обязанности и не нарушать чужие границы. Если это не так, и каждый понимает задачу по-своему, конфликты между коллегами станут неизбежны. Представьте ситуацию, когда у вас есть четкий план выполнения работы, вы стараетесь выполнить ее в соответствии с требованиями и делаете все правильно. Но появляется кто-то, кто начинает вмешиваться в процесс, командовать, игнорировать ваши идеи и т д. Вы пытаетесь объяснить, что все это в вашей компетенции, но коллега думает по-своему. Он уверен, что он, как и вы, имеет право решать эти проблемы.
Или вы рассчитываете на коллегу, но встречаете его безответственность. В результате вы выполняете его работу, и вся заслуга принадлежит ему. Несправедливость редко кого оставляет равнодушным, поэтому ваша обида оправдана. И если бы каждый отвечал за порученное ему задание, не было бы ссор и конфликтов.
Ограниченность ресурсов
Конфликты часто возникают из-за распределения ресурсов. Их на всех не хватает, и все пытаются тянуть одеяла на себя. Нет ничего удивительного в том, что сотрудники отстаивают свои интересы, так как никто не может оценить себя на сто процентов объективно (каждый считает, что именно он заслуживает поощрения). Если в компании все прозрачно и честно (например, все тянут жребий или конкретный результат оценивается и вознаграждается по обоюдному согласию), то конфликтов не будет. Задачу решения этой проблемы должно взять на себя руководство, действующее максимально объективно и справедливо. В этом случае команда будет дружной.
Отсутствие информации
Очень сложно работать при отсутствии планов и перспектив. Если все решает руководство и ставит сотрудников перед фактами, конфликтов не избежать. Люди не понимают, в каком мире они находятся, чего им ждать от завтрашнего дня и от каждого из своих коллег. Четкого плана работы нет, она осуществляется спонтанно. Информации нет, есть сплетни и слухи, зачастую далекие от реальности. В таких условиях не только невозможно подружиться, но и вполне можно стать настоящими врагами.
Много слухов
Как уже упоминалось, отсутствие информации порождает слухи. Но есть и другой тип команды, где принято сплетничать и распространять слухи. Принцип «сломанного телефона» также не способствует дружескому нормальному коллективному общению. Сотрудники начинают клеветать друг на друга, затрагивая вопросы личной жизни или интимные моменты, не связанные с рабочим процессом. Нет ничего удивительного в том, что возникают конфликты и разбирательства, расчеты и даже планы мести.
Чрезмерное давление
Если руководство не умело распределяет обязанности, не следует четкому планированию и не действует последовательно, проблем среди сотрудников тоже не избежать. Например, у людей иногда есть возможность отдохнуть прямо на работе. Потом наступает спешка, руководство требует показателей, рабочего времени на реализацию не хватает. Сотрудники раздражены, они устали, истощены, нервная система дает сбой, и это случается со всеми. Все стараются переложить свои обязанности друг на друга, так как начальник будет строго требовать от каждого отчета.
Иногда чрезмерное давление и невыносимые требования являются нормой для бизнеса. Все сотрудники стараются изо всех сил, а начальнику этого мало (есть начальники, которым угодить практически невозможно). Очень сложно работать в обстановке напряжения, страха и подавления воли. Рано или поздно между коллегами начнутся конфликты, потому что у них нет возможности высказать свое мнение в глазах начальства. А наемный работник может, потому что у него нет таких высоких полномочий.
Вместо заключения
Вывод напрашивается сам собой: многое или почти все зависит от менеджмента. Если начальнику удается правильно наладить рабочий процесс, действовать справедливо и оценивать своих сотрудников по их профессиональным качествам, коллектив будет дружным. Каждый получит то, что заслуживает и на что имеет право, и не будет повода для конфликтов.