Отношения между работодателем и работником не так просты, как может показаться на первый взгляд. Даже в успешных компаниях, где уровень заработной платы достаточно высок, бывает сложно мотивировать сотрудников, которые быстро выгорают и у которых снижается производительность. Поговорим о том, что такое ресентеизм, расскажем, как с ним бороться сотруднику и руководству компании.
Тихое увольнение
В практике HR-специалистов есть такое понятие, как молчаливое увольнение. Под этим понимается ситуация, когда человек уже не цепляется за свою работу и не вкладывает в нее максимально. В таком случае его мотивация значительно падает, что всегда сказывается на производительности труда. Причин такой тихой отставки может быть много. Это низкая оплата, скучная работа, конфликты с коллегами или начальством, эмоциональное выгорание или отсутствие карьерных возможностей. Причем это достаточно массовое явление даже в успешных компаниях. Исследование, проведенное в Соединенных Штатах, показало, что более половины всей рабочей силы в этой стране увольняются по-тихому и не хотят выкладываться на работе полностью.
Новая тенденция поведения на рабочем месте
За последние несколько лет на рабочем месте появилась новая тенденция, получившая название обидчивости. По сути, это новый взгляд на молчаливое увольнение, ставший достаточно распространенным. Людям, страдающим ресентеизмом, не нравится работа, которая вызывает у них только негативные чувства. При этом у них не только наблюдается снижение производительности труда, но и своим нежеланием работать они могут «заразить» других работников, что крайне плохо сказывается на атмосфере в коллективе.
Как только такой человек появляется в офисе, он начинает критиковать свою работу, публично или в частных беседах с коллегами, плохо отзывается о тех или иных решениях начальства. Это приводит к падению командного духа, что неизменно влияет на общую производительность труда. Ресентеизм — это своего рода вирус, который сначала поражает одного сотрудника, а затем распространяется на многих сотрудников в офисе, подрывая моральный дух команды.
Взаимосвязь между выгоранием и обидой
Специалисты, занимающиеся изучением психологии труда, утверждают, что ресентеизм так или иначе связан с выгоранием. Последнее представляет собой состояние физического и психического истощения в результате длительного стресса на работе. Многие считают, что причиной выгорания является переутомление, но бизнесвумен и инвестор Марисса Майер считает, что настоящая причина выгорания — обида. Это и обида на коллег по работе, которые не ценят вклад человека в общее дело, и на начальство, которое не повышает зарплату и не продвигает по карьерной лестнице.
Ресентеизм как продолжение обиды и выгорания
Когда человек постоянно чувствует, что делает все возможное на работе, но не приближается к своим целям, и никто не оказывает ему необходимой поддержки, обида может в конечном итоге перерасти в полномасштабное выгорание. Рост ресентеизма на рабочем месте свидетельствует о том, что работник не только длительное время испытывает выгорание, но и часто накапливает обиду на начальство или коллег. В таком случае сотрудник может начать вести себя раздражительно и нетерпеливо по отношению к клиентам, ему может не хватать энергии и драйва, ему может быть трудно сосредоточиться. Крайне важно научиться вовремя распознавать обиду, что позволит вовремя предпринять необходимые шаги, не допуская появления недовольства.
Как справиться с обидой и ресентеизмом
Это нормально — время от времени не любить свою работу, но приходить в офис с таким отношением и не иметь мужества уволиться — это утомительно и несправедливо по отношению к компании. Быстро избавиться от обиды не получится; необходима длительная работа над собой. Нужно спросить себя, почему возникает ненависть к работе и из-за чего не удается поладить с коллегами и начальством. Знание причин помогает сделать первый шаг к изменению отношения к своим профессиональным обязанностям.
Решить существующие проблемы на работе, избежать обид и обид можно только через доверительное и честное общение с начальством и коллегами по работе. Вы должны рассказать им о своих ожиданиях в плане карьерного и профессионального роста. Если после такого разговора с начальством никаких изменений не происходит, можно уже в этом случае думать об увольнении.
Вы должны принять для себя, что оскорбление на работе или попадание под подозрение не вариант в этой ситуации. Не обманывайте себя, думая, что в ближайшем будущем все изменится. В этом случае исправить ситуацию может только сам человек. Для этого часто приходится принимать сложные для себя решения и увольняться с работы, которая вызывает у вас только негативные эмоции.
Как работодателю бороться с ресентеизмом на рабочем месте
Обиженный сотрудник – плохая новость для владельца бизнеса. В то же время есть эффективные способы решения ситуации, нужно только определить причину таких проблем. Чаще всего такая обида возникает у сотрудников из-за фаворитизма и несправедливого отношения к ним. Подобные проблемы можно решить, если руководство начнет принимать решения на основе заслуг и справедливо относиться к своим сотрудникам.
Менеджер по персоналу или даже руководитель должен говорить наедине с таким сотрудником, который обижен на его компанию. Это позволит узнать честное и объективное мнение о человеке о том, что его не устраивает в работе. После такого разговора можно найти взаимовыгодное решение, которое не только поможет решить существующую проблему, но и предотвратит повторение подобных ситуаций в будущем. Если причиной ресентеизма является выгорание конкретного сотрудника, выход из этой ситуации — просто распрощаться с таким сотрудником, что предотвратит ухудшение микроклимата в коллективе.