Интеллект часто определяют как очень общую умственную способность, которая обычно используется для рассуждений, решения проблем, обучения и адаптации. Всегда вызывавший восхищение, он был объектом изучения психологов с тех пор, как психология стала наукой.
Первые усилия были сосредоточены на его измерении. Альфред Бине был одним из пионеров этой работы, которая позже породила знаменитый коэффициент интеллекта или IQ, который широко используется и сегодня. Другие исследователи интересовались определением различных аспектов интеллекта, таких как его структура или процессы, то есть то, как он работает. Благодаря этому сегодня у нас есть возможность познакомиться с разными типами интеллекта, понять, какой тип нам следует развивать, и как это делать!
Теория множественного интеллекта
Помимо способности к логике и языку, не меньшего внимания заслуживают и другие навыки. В обучении и преподавании сосредоточение исключительно или почти исключительно на лингвистических и логических навыках, как это часто делается в академических кругах, может считаться потерей или растратой для тех, у кого есть навыки для других типов интеллекта.
Эта распространенная ошибка мешает нам полностью раскрыть потенциал каждого человека, несправедливо обрекает многих людей на неудачу и закрывает дверь для навыков и способностей, необходимых как для успеха в мире, так и для счастливой жизни. Столкнувшись с этой ограниченной, стереотипной и разочаровывающей панорамой, теория множественного интеллекта становится глотком свежего воздуха и предлагает:
- Подчеркните изменчивость людей и богатство различий.
- Замените традиционный редукционистский подход, фокусирующийся на дефиците, на том, чего не хватает, на другой, упрощающий обнаружение и усиление сильных сторон.
- Способствовать более целостному развитию мозга и более гармоничному и целостному видению личных возможностей.
- Стимулировать любопытство.
- Повышает умственную гибкость.
- Способствовать личному обогащению.
- Поощряйте сотрудничество, а не конкуренцию.
- Способствовать адаптации человека к миру.
Итак, какие виды интеллекта были выявлены на сегодняшний день?
Вербально-лингвистический интеллект
Это основной ключ к общению, выражению и передаче идей в устной форме. Этот тип отвечает за производство и рецепцию языка, символические мысли, умение читать и писать, рассказывать истории. Его можно увидеть у поэтов, писателей, ораторов, учителей, полиглотов, журналистов. Если вы хотите развить свой словесно-лингвистический интеллект, вы можете заниматься словесными играми и скорочтением, проводить презентации, диалоги, спорить и дискутировать, рассказывать анекдоты, искать антонимы и синонимы, вести личный дневник, разгадывать загадки и кроссворды, учиться языки, театр.
Логико-математический интеллект
Мы обычно называем это научным мышлением. Он позволяет работать с числами и геометрическими фигурами, решать сложные задачи, проводить эксперименты и исследования, понимать стратегические игры. Это характерно для ученых, программистов, бухгалтеров, юристов, банкиров и, конечно же, математиков.
Чтобы развить логико-математический интеллект, вам придется много работать: тренироваться с анализом, классификациями, абстракциями, вычислениями в уме, экспериментами, судоку и бюджетами. Вам также нужно будет развить способность взвешивать причину и следствие, вести хозяйственный учет, вычитание и выводы, вопросы или конструктивную критику.
Телесно-кинетический интеллект
Это способность использовать тело и выражать себя через него. Этот тип интеллекта обрабатывает знания через телесные ощущения. Оно свойственно спортсменам, танцорам, мимам, актерам, ремесленникам и вообще всем людям, посвятившим себя физическому труду, требующему точности и искусства.
Для его развития необходимо научиться писать левой рукой, если вы правша (и правой, если вы левша), научиться танцевать, заниматься рукоделием, выражать эмоции посредством пантомимы, углублять невербальное общение, заниматься акробатикой, отдыхать.
Зрительно-пространственный интеллект
Ключом к сенсорной основе этого типа интеллекта является зрение. Он позволяет мыслить образами и помогает ориентироваться в пространстве, узнавать лица. Любой человек с зрительно-пространственным интеллектом любит головоломки и конструкторы. Они также часто проводят время за рисованием или мечтами. Этот тип характерен для архитекторов, дизайнеров, географов, художников, скульпторов, декораторов, шахматистов или портних.
Для его развития рекомендуется рисовать, лепить, составлять концептуальные карты, давать волю воображению, проектировать интерьеры, мысленно путешествовать, запоминать изображения, читать перед зеркалом, играть в карты и видеоигры, планировать маршруты и экскурсии, моделировать одежду.
Слухо-музыкальный интеллект
Благодаря ему человек может распознавать музыкальные ритмы и узоры, чувствителен к звукам окружающей среды, тембрам человеческого голоса и музыкальных инструментов. Слухово-музыкальный интеллект высоко развит у музыкантов, композиторов и певцов, да и вообще у любителей музыки. Однако, если вы вдруг обнаружите, что у вас нет такого рода интеллекта, не исключено, что вы его разовьете: для этого нужно петь, свистеть, перкуссировать, узнавать инструменты, присутствующие в композиции, слушать птиц, сочинять песни, научиться играть на музыкальных инструментах.
Межличностный интеллект
С их помощью можно распознавать настроения, мотивы, желания и намерения других, что способствует социальным отношениям и общению. Этот тип интеллекта позволяет умело лавировать в обществе и характерен для людей, занимающихся связями с общественностью, дипломатов, учителей, терапевтов, руководителей любого рода, продавцов и т д
Вы можете развивать его: проводить групповые занятия и командные игры, практиковать посредничество и разрешение конфликтов, заниматься волонтерством, учиться слушать и задавать вопросы, развивать свои социальные навыки.
Внутриличностный интеллект
Так можно назвать способность понимать себя, иметь самое близкое представление о том, кто мы есть. Внутриличностный интеллект обнаруживается в основных аспектах — таких как самопознание, самоконтроль и способность обнаруживать собственные эмоции, способы мышления, способность определять состояние напряжения или расслабления, в котором мы находимся. Это помогает нам узнать, каковы наши возможности и ограничения. Это тип психологов, философов, мыслителей и чувствительных к себе людей.
Развивать внутриличностный интеллект не так уж и сложно: достаточно развить самооценку и самоконтроль, вести дневник, медитировать, находить время для себя, определять цели и ценности, открывать психические автоматизмы, погружаться в собственный эмоциональный мир…
Интеллект естествоиспытателя
Этот вид связан с наблюдением, знанием и наслаждением окружающей средой. Благоприятствует контакту с природой и уважению к ней. Это разведданные биологов, метеорологов, туристов, орнитологов и экологов.
Для его развития можно завести домашнее животное, начать ухаживать за садом или огородом. Не помешает изучение звезд, переработка отходов, осуществление любой деятельности в контакте с природой и содействие сохранению видов растений и животных.
Экзистенциальный интеллект
Этот тип интеллекта позволяет вам схватывать и размышлять над фундаментальными вопросами бытия. Это ум мудрецов, религиозных и духовных лидеров. Для развития экзистенциального интеллекта необходимо потратить время на изучение различных философий и религий. Вы также должны научиться определять, что действительно важно для вас, преодолевать невзгоды и проявлять здоровый альтруизм.