Любое рецензирование — это сравнение мировоззрения рецензента с мировоззрением авторов рецензируемой работы.
ВВЕДЕНИЕ
Следовательно, читатель рецензии (этой оценки) уже имеет дело с двумя мировоззрениями: 1) авторы и 2) рецензенты. Выводы рецензентов могут быть неясны, потому что их мировоззрение отличается от мировоззрения авторов, а также от мировоззрения читателей рецензии. Поэтому, чтобы понять, почему рецензенты пришли к определенным выводам, необходимо знать, как они воспринимают мир и чем их мировоззрение отличается от мировоззрения читателя рецензии.
Это делает еще более важным декларирование собственного мировоззренческого стандарта при рецензировании литературы на социально-исторические темы, по поводу которых в обществе нет единства мнений, и особенно когда мировоззрения рецензентов и авторов рецензируемой работы не совпадают. Предлагаемый обзор основан на следующих мнениях:
Каждое общество существует в глобальном историческом процессе, который является определенным процессом в жизни биосферы Земли. Следовательно, безопасные пути развития человечества довольно узки и ведут к очень ограниченному подмножеству целей среди многих возможных. Каждое общество так или иначе управляется, и по этой причине глобальный исторический процесс можно рассматривать как процесс глобального управления, 1) включающий множество региональных процессов управления, 2) протекающий через иерархически всеобъемлющие процессы жизни Земли и Космоса.
Человечество отличается от биосферы наличием культуры, под которой понимается совокупность генетически ненаследственной информации, передаваемой из поколения в поколение, но в данном случае генетически обусловленной и передаваемой из поколения в поколение потенциальной способности к освоению культурного наследия предков и дальнейшему его преобразованию.
Культура и направление ее развития определяются нравственностью людей и их свободной самодисциплиной в следовании нравственно избранным идеалам. Идея Бога, Творца и Вседержителя, в культуре — это не произведение «художественного творчества» людей, а отражение объективного существования Бога в жизни общества. Всеобъемлющее единственное доказательство существования Бога дано каждому человеку Самим Богом: Он действительно отвечает, согласно смыслу молитвы, на молитву тех, кто верит в Него и живет по совести.
Если посмотреть с точки зрения достаточно общей теории управления на жизнь обществ на исторически длительных отрезках времени (сотни лет и более), то средствами воздействия на общество, осмысленное применение которых позволяет контролировать его жизнь и смерть, являются:
- Мировоззренческая информация, методология, овладев которой люди выстраивают — индивидуально и социально — свои «стандартные автоматизмы» для распознавания частных процессов в полноте и целостности Мироздания и определяют в своем восприятии их иерархическую упорядоченность во взаимной вложенности. Это основа культуры мышления и полноты управленческого действия, включая внутрисоциальную полноту власти.
- Летописная, хронологическая информация всех отраслей Культуры и всех отраслей Знания. Это позволяет увидеть направление процессов и соотнести отрасли Культуры в целом и отрасли Знания. Если человек имеет мировоззрение, соответствующее Вселенной, оно позволяет ему выделять отдельные процессы на основе чувства меры, воспринимая «хаотический» поток фактов и явлений в мировоззренческом «сите» — субъективной человеческой меры признания.
- Фактологическая информация: описание частных процессов и их взаимосвязей — суть третичной информации, к которой относятся вероучения религиозных культов, светские идеологии, технологии и фактология всех отраслей науки.
- Экономические процессы как средства воздействия подчинены чисто информационным средствам воздействия через финансы (деньги), которые являются предельно обобщенным видом экономической информации.
- Геноцид означает, затрагивая не только живущие, но и будущие поколения, уничтожение генетически обусловленного потенциала их освоения и развития культурного наследия предков: ядерный шантаж — угроза применения; геноцид алкоголя, табака и других наркотиков, пищевых добавок, всех загрязнителей окружающей среды, некоторых лекарств — применение; «генная инженерия» и «биотехнологии» — потенциальная угроза.
- Другие средства, в основном силовые, — оружие в традиционном смысле слова, убивающее и калечащее людей и материально-технические объекты цивилизации.
Хотя четких различий между ними не существует, поскольку многие средства влияния имеют характеристики, позволяющие соотносить их с различными приоритетами, их классификация в иерархическом порядке позволяет выделить доминирующие агенты влияния, которые могут быть использованы как средства управления и, в частности, как средства подавления и уничтожения неприемлемых для управления явлений в социальной жизни.
Когда они используются в рамках одной социальной системы, они являются обобщенными средствами управления ею. А при использовании одной социальной системой (социальной группой) против другой, при отсутствии несовместимости концепции управления в них, они являются обобщенным оружием, то есть средствами ведения войны, в самом общем смысле этого слова; или средствами содействия самоуправлению в другой социальной системе, при отсутствии концептуальной несовместимости управления в двух системах.
Управление всегда концептуально определено 1) с точки зрения определенности целей и иерархического порядка их важности в полном наборе целей, и 2) с точки зрения определенности допустимых и недопустимых конкретных средств достижения целей управления. Неопределенность обоих видов, другими словами, неспособность понять смысл различных определенных концепций управления, которые одновременно преследуются, порождает ошибки в управлении, вплоть до полной потери способности управлять в соответствии с провозглашенной концепцией.
Указанный порядок определяет приоритетность названных классов мер воздействия на общество, поскольку изменение состояния общества под влиянием мер с более высокими приоритетами имеет гораздо большие последствия, чем под влиянием мер с более низкими приоритетами, хотя протекает медленнее и без «шумных эффектов». То есть на исторически длительных отрезках времени скорость их применения возрастает от первой к шестой, а необратимость их результатов, во многом определяющая эффективность решения проблем социальной жизни в смысле решения их раз и навсегда, снижается. Придерживаясь данной мировоззренческой нормы в области социологии, мы признаем все без исключения мнения, высказанные в истории, религии и различных отраслях общественных наук, к которым относятся и экономические науки.
Скачать: Общественная этико-экономическая экспертиза научного отчёта Академии Народного Хозяйства при Правительстве Российской Федерации
Общественная этико-экономическая экспертиза научного доклада Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (формат Doc, редакция Word)