Незадолго до пандемии на рынке уверенно доминировали крупные компании. Разрыв в производительности между крупными и малыми компаниями увеличивался, и люди создавали меньше новых предприятий. Но всего за несколько лет ситуация изменилась, и сейчас мы наблюдаем историческую волну новых предприятий и сокращение разрыва в производительности между крупными и малыми предприятиями. Рассмотрим подробнее, какие уроки из прошлого необходимо извлечь руководству крупных компаний, чтобы оставаться конкурентоспособными в будущем.
Неизбежность изменений
Мы видели все удары, которые пришлось отбить мировой экономике во время распространения новой коронавирусной инфекции. Однако важно понимать, что пандемия была лишь катализатором, ускорившим неизбежные изменения — неизбежные, ведь такова природа крупных организаций. Они не могут длительное время удерживать доминирующее положение на рынке, что подтверждается экспертными оценками. Рентабельность и долговечность крупных корпораций сокращались десятилетиями. Ведущие компании, страдающие от падения цен на акции, увольняют тысячи талантливых сотрудников, уступая место более мелким фирмам.
Эти изменения являются частью цикла, существовавшего на заре капитализма. Оглядываясь назад на прошлые циклы созидательного разрушения, когда крупные фирмы неизбежно проигрывали своим более мелким конкурентам, предприниматели могут извлечь много уроков, которые применимы и сегодня.
Урок 1. Не останавливаться на достигнутом
Крупные компании, как правило, становятся более уверенными в себе, когда добиваются успеха. Это открывает возможности для небольших компаний, руководство которых хочет реализовать свои амбиции и готово идти на риск для достижения цели.
Например, Ост-Индская компания, основанная в 1600 году, когда-то управляла не только кораблями и складами, но и армиями солдат для обеспечения колониальной эксплуатации. Имея монополию на импорт чая и других основных продуктов питания, компания обладала огромной властью и богатством. Однако он стал жертвой собственного успеха и в конечном итоге пришел в упадок, поскольку его лидеры разбогатели, стали более политизированными и перестали вводить новшества.
Тот же урок применим и сегодня. Как только руководители крупных компаний осознают свое доминирующее положение, они расслабляются и становятся жертвами небольших компаний, готовых идти в ногу со временем и постоянно совершенствоваться.
Урок 2. Хорошие связи – не гарантия успеха
История показывает, что закон может превалировать над силой. Рассмотрим пример Роберта Ливингстона, который профинансировал успешное изобретение парохода Робертом Фултоном в 1807 году. Ливингстон использовал свои связи и богатство, чтобы получить монополию на паромное сообщение между Нью-Йорком и Нью-Джерси. Но Корнелиус Вандербильт, не имевший ни социального положения, ни образования, осмелился оспорить привилегии Ливингстона и выиграл дело в Верховном суде, отменив устав монополии между штатами.
Благодаря неустанным усилиям Вандербильта по повышению эффективности производства и снижению затрат он получил деньги на улучшение не только паромов, но и океанских кораблей, а затем и железных дорог.
Вандербильт доказал, что компании, которые полагаются на личные связи, часто становятся самонадеянными, полагая, что они защищены от конкуренции. Это делает их уязвимыми для более мелких конкурентов, желающих бороться за справедливость.
Урок 3: Крупные компании предпочитают стабильность инновациям
В конце 19 века сталь была основой экономики, и у Эндрю Карнеги были самые большие и лучшие фабрики. Как и Вандербильт, он быстро расширялся, сохранял низкие затраты и реинвестировал прибыль. В 1901 году Карнеги продал сталелитейную компанию банкиру Джону Пирпонту Моргану за 480 миллионов долларов.
Морган основал US Steel, но не смог развить успех Карнеги, позволив небольшим конкурентам расширяться. Боясь антимонопольного законодательства и предпочитая стабильность и дивиденды рискованному росту, US Steel не смогла внедрять инновации и в конечном итоге потерпела крах из-за иностранной конкуренции и роста мини-сталелитейных заводов в 1960-х годах.
Озабоченность US Steel стабильностью характерна для крупных корпораций, что дает более мелким конкурентам шанс на успех. Инновации необходимы для создания и поддержания конкурентного преимущества.