Фотобанк Лори
Инвентаризация — это внутренний аудит организации. Его периодичность определяется владельцем, однако сроки и действия собственника по результатам аудита определяются правилами Положения о бухгалтерском учете и отчетности. Однако существует ряд обстоятельств, при которых владелец обязан провести внутренний аудит независимо от того, как долго проводилась последняя инвентаризация.
К таким обстоятельствам относятся:
- передача права собственности на баланс компании третьим лицам — продажа, выкуп, аренда;
- смена руководителя и материально ответственного лица (инвентаризация проводится в день приема-передачи дел);
- в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств — стихийных бедствий, экстремальных ситуаций, аварий, пожаров и др.;
- полная реорганизация или ликвидация компании;
- в ожидании подготовки финансовой отчетности за прошедший год.
Целью инвентаризации материальных ценностей является проверка того, соответствует ли фактическое наличие активов и материалов данным бухгалтерского учета, отраженным в финансовой отчетности, на самом деле, для выявления недостач или излишков.
Инвентаризация материальных ценностей на предприятии
В ходе инвентаризации от них требуется соблюдать порядок ее развития и последующего подведения итогов.
Перед началом инвентаризации бухгалтерия предоставляет членам комиссии расходную документацию по учету ТМЦ в последней версии — остатки на начало текущего периода. В соответствии с учетными данными инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится на складе или других местах хранения, предусмотренных условиями предприятия.
Комиссионному контролю подлежат:
- производственные запасы (как основные, так и вспомогательные) — сырье, рабочие изделия, товары в обороте, не задействованные в производственном процессе, и т.д.;
- готовая продукция, выпускаемая предприятием, хранящаяся на складах;
- продукты;
- прочие резервы.
Оформление и порядок проведения инвентаризации ТМЦ
Инвентаризация ТМЦ, порядок проведения и фиксация результатов имеют строгие правила.
Первым документом, являющимся основанием для проверки наличия и соответствия ТМЦ у ответственных лиц, является приказ о проведении инвентаризации, образец этого документа стандартизирован и оформлен по форме, утвержденной Госкомстатом. (ИНВ-22). Постановление регулирует:
- период, в течение которого проводится инвентаризация ТМЦ (с указанием даты начала и окончания);
- состав инвентаризационной комиссии и разделение ролей либо назначает лицо, уполномоченное ею руководить;
- предмет и имущество, подлежащие инвентаризации, а также причина ее проведения;
- дата вручения акта о проведенном контроле.
Поскольку все учредительные документы по инвентаризации на предприятии подлежат рассмотрению в рамках внешнего аудита, проводимого контролирующими органами, необходимо оформить заказ на проведение проверки по установленной форме, для чего желательно Скачать образец заказа на инвентаризацию ТМЦ можно здесь.
Учитывая, что Положение о инвентаризации специально предусматривает круг лиц, участвующих в проверке, после размещения заказа инвентаризация инвентарных активов проводится уполномоченной комиссией в присутствии лица, в ведение которого они передаются.
Порядок проведения инвентаризации ТМЦ предполагает составление описей фактического наличия (ИНВ-3) и актов, которые по окончании работы комиссии передаются в бухгалтерию для дальнейшей обработки и составления сравнения.
Инвентаризация материалов: особенности
Инвентаризация материальных активов фирмы может быть как глобальной, так и локальной по своему характеру и зависит от того, что указано в приказе директора.
Фактически, проводится полная проверка всех ИТК, имеющихся в распоряжении компании, которые передаются на ответственное хранение уполномоченным лицам, если формулировка приказа гласит «провести инвентаризацию имущества компании».
Выборочная инвентаризация товарно-материальных ценностей производится в случаях, когда формулировка приказа гласит «провести инвентаризацию склада №3». При такой формулировке заказа сверка соответствия наличия ТМЦ осуществляется на конкретном складе (или строении).
Как правило, выборочная инвентаризация материалов практикуется в том случае, если материально ответственное лицо уезжает, уходит в отпуск, берет отпуск по причине продолжительной болезни.
Документооборот инвентаризации
Порядок проведения инвентаризации определяет порядок отражения результатов проверки.
В ходе проверки комиссия использует и оформляет следующие документы для инвентаризации товарно-материальных ценностей:
- инвентарь ИНВ-3
- в котором отражены остатки ТМЦ на день проверки. Передается членам комиссии, которые при проверке вносят проверенные данные о фактических остатках в графу «Фактическая доступность»;
- сравнительный лист ИНВ-19
- составляется членами комиссии по результатам инвентаризации ТМЦ;
- акт ИНВ-6
- заполнено по товарам и материалам в пути во время инвентаризации;
- инвентарь ИНВ-5
- отражение данных о товарах и материалах, принятых по бухгалтерским документам на хранение уполномоченными лицами;
- акт ТОРГ-16
- аннулирование товара.
По результатам работы инвентаризационной комиссии составляется приказ об утверждении данных инвентаризации, а также при необходимости внесения исправлений в соответствующие записи (при наличии неточностей) и ответственности лиц.