Правила проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей

Правила инвентаризации для предметов инвентаря

Фотобанк Лори

Инвентаризация — это внутренний аудит организации. Его периодичность определяется владельцем, однако сроки и действия собственника по результатам аудита определяются правилами Положения о бухгалтерском учете и отчетности. Однако существует ряд обстоятельств, при которых владелец обязан провести внутренний аудит независимо от того, как долго проводилась последняя инвентаризация.

К таким обстоятельствам относятся:

  • передача права собственности на баланс компании третьим лицам — продажа, выкуп, аренда;
  • смена руководителя и материально ответственного лица (инвентаризация проводится в день приема-передачи дел);
  • в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств — стихийных бедствий, экстремальных ситуаций, аварий, пожаров и др.;
  • полная реорганизация или ликвидация компании;
  • в ожидании подготовки финансовой отчетности за прошедший год.

Целью инвентаризации материальных ценностей является проверка того, соответствует ли фактическое наличие активов и материалов данным бухгалтерского учета, отраженным в финансовой отчетности, на самом деле, для выявления недостач или излишков.

Инвентаризация материальных ценностей на предприятии

В ходе инвентаризации от них требуется соблюдать порядок ее развития и последующего подведения итогов.

Перед началом инвентаризации бухгалтерия предоставляет членам комиссии расходную документацию по учету ТМЦ в последней версии — остатки на начало текущего периода. В соответствии с учетными данными инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится на складе или других местах хранения, предусмотренных условиями предприятия.

Комиссионному контролю подлежат:

  • производственные запасы (как основные, так и вспомогательные) — сырье, рабочие изделия, товары в обороте, не задействованные в производственном процессе, и т.д.;
  • готовая продукция, выпускаемая предприятием, хранящаяся на складах;
  • продукты;
  • прочие резервы.

Оформление и порядок проведения инвентаризации ТМЦ

Инвентаризация ТМЦ, порядок проведения и фиксация результатов имеют строгие правила.

Первым документом, являющимся основанием для проверки наличия и соответствия ТМЦ у ответственных лиц, является приказ о проведении инвентаризации, образец этого документа стандартизирован и оформлен по форме, утвержденной Госкомстатом. (ИНВ-22). Постановление регулирует:

  • период, в течение которого проводится инвентаризация ТМЦ (с указанием даты начала и окончания);
  • состав инвентаризационной комиссии и разделение ролей либо назначает лицо, уполномоченное ею руководить;
  • предмет и имущество, подлежащие инвентаризации, а также причина ее проведения;
  • дата вручения акта о проведенном контроле.

Поскольку все учредительные документы по инвентаризации на предприятии подлежат рассмотрению в рамках внешнего аудита, проводимого контролирующими органами, необходимо оформить заказ на проведение проверки по установленной форме, для чего желательно Скачать образец заказа на инвентаризацию ТМЦ можно здесь.

Учитывая, что Положение о инвентаризации специально предусматривает круг лиц, участвующих в проверке, после размещения заказа инвентаризация инвентарных активов проводится уполномоченной комиссией в присутствии лица, в ведение которого они передаются.

Порядок проведения инвентаризации ТМЦ предполагает составление описей фактического наличия (ИНВ-3) и актов, которые по окончании работы комиссии передаются в бухгалтерию для дальнейшей обработки и составления сравнения.

Инвентаризация материалов: особенности

Инвентаризация материальных активов фирмы может быть как глобальной, так и локальной по своему характеру и зависит от того, что указано в приказе директора.

Фактически, проводится полная проверка всех ИТК, имеющихся в распоряжении компании, которые передаются на ответственное хранение уполномоченным лицам, если формулировка приказа гласит «провести инвентаризацию имущества компании».

Выборочная инвентаризация товарно-материальных ценностей производится в случаях, когда формулировка приказа гласит «провести инвентаризацию склада №3». При такой формулировке заказа сверка соответствия наличия ТМЦ осуществляется на конкретном складе (или строении).

Как правило, выборочная инвентаризация материалов практикуется в том случае, если материально ответственное лицо уезжает, уходит в отпуск, берет отпуск по причине продолжительной болезни.

Документооборот инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации определяет порядок отражения результатов проверки.

В ходе проверки комиссия использует и оформляет следующие документы для инвентаризации товарно-материальных ценностей:

  • инвентарь ИНВ-3
    • в котором отражены остатки ТМЦ на день проверки. Передается членам комиссии, которые при проверке вносят проверенные данные о фактических остатках в графу «Фактическая доступность»;
  • сравнительный лист ИНВ-19
    • составляется членами комиссии по результатам инвентаризации ТМЦ;
  • акт ИНВ-6
    • заполнено по товарам и материалам в пути во время инвентаризации;
  • инвентарь ИНВ-5
    • отражение данных о товарах и материалах, принятых по бухгалтерским документам на хранение уполномоченными лицами;
  • акт ТОРГ-16
    • аннулирование товара.

По результатам работы инвентаризационной комиссии составляется приказ об утверждении данных инвентаризации, а также при необходимости внесения исправлений в соответствующие записи (при наличии неточностей) и ответственности лиц.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector