Передовые технологии призваны сделать мир более комфортным, безопасным и стабильным. На рабочем месте инновации должны сделать работников более эффективными и продуктивными. Именно на это надеются создатели метавселенных. Виртуальная реальность должна приносить пользу не только работодателям, но и улучшать благосостояние рядовых работников. Но насколько оправданы такие ожидания?
Экспериментальная трудовая неделя
Эту проблему исследовала команда из Университета Кобурга в Германии. Команда студентов-исследователей собрала 16 человек и попросила их поработать в мета-вселенной в течение недели. Они использовали подходящую гарнитуру и VR-шлем Oculus Quest 2.
Участники работали в таких условиях в течение 7 дней, с перерывами на обед. В течение каждого дня им также предлагалось ответить на вопросы, оценивающие их работоспособность. Всего было 10 параметров оценки, включая производительность, тревожность, настроение и т.д. Важно было провести тщательный сравнительный анализ с обычными условиями работы в офисе. Участникам также задавали подробные вопросы об их физическом состоянии — боли в глазах, самоощущении и т.д. Исследователи также следили за сердцебиением и регистрировали скорость набора текста.
Итоговые данные
Результаты эксперимента показали, что работа в среде виртуальной реальности снижает продуктивность и даже вызывает мигрень.
По сравнению с рабочим процессом в офисе сотрудники испытывали больший стресс, тревогу и беспокойство. Эти факторы привели к снижению производительности труда и более низким показателям психического благополучия.
Физические показатели также были не самыми оптимистичными. Сообщалось о повышенной утомляемости глаз, зрительной усталости, симптомах тошноты и мигрени. Два участника решили досрочно покинуть проект именно из-за плохого самочувствия.
Интерпретация результатов
Эксперты рассматривают результаты исследования не как приговор концепции метавселенной, а как ценную информацию для дальнейшего изучения вопроса и возможных технологических усовершенствований.
Одной из областей такого улучшения может быть комфорт и функциональность одной и той же гарнитуры. Организаторы исследования не зря использовали VR-шлемы среднего уровня, поскольку именно эти инструменты будут использоваться большинством работников во время массового перехода к рабочей среде мета-вселенной. Другое дело, что к тому времени разработчики смогут улучшить производительность аппаратного обеспечения среднего и бюджетного уровня, учитывая данные аналогичных исследований.