Руслан и Людмила

Руслан и Людмила

Сорок седьмой номер «Аргументов и фактов» за 1991 год (тираж около 25 миллионов экземпляров) вышел с «сенсационным» заявлением на первой странице

ВВЕДЕНИЕ

«Пушкин — русский пророк».

В короткой заметке под заголовком «Только для читателей АиФ» сообщалось:

«Нас ожидает всемирная сенсация. Таганрогская газета «Миг» начала публиковать «философские таблицы — математические модели развития человека, которые, по мнению местных экспертов, принадлежат великому Пушкину. В основу публикации положен архив, который Пушкин передал на хранение своему другу Д.Кутейникову, назначенному атаманом Войска Донского, в 1829 году и завещал ему 27 января 1979 года. По разным причинам это не было сделано до сих пор.
По оценке Я. Рыбкин, хранитель архива, потомок семьи Кутейниковых, пушкинская модель Космоса не только равна буддийской, арабской или христианской модели, но даже превосходит их.

Пушкин воспроизвел весь свой архив — «Золотую цепь» — и «зашифровал» в художественной литературе смысл научных трудов. Так, передав архив Кутейникову, он написал чудесный пролог к поэме «Руслан и Людмила», который, по сути, является завещанием великому поэту. Каждое слово здесь аллегорично».
Мы не знакомы с таганрогским архивом, но не сомневаемся, что через символизм Пушкина народы России в частности и человечество в целом соприкоснулись с новым Знанием, способным изменить все общество. Депрессия этого Знания уже идет по «закону времени», и многое из того, что предсказал поэт, сбывается.
Вот уже второе столетие не ослабевает интерес к творческому наследию А.С. Пушкина, и каждый читатель, сталкиваясь с теми или иными произведениями поэта, пытается понять причину их особой привлекательности. Другими словами, все ищут в них скрытые смыслы. Почему? Потому что она часто не проявляется на уровне сюжета, она скрыта определенной системой символов, либо разработанной самим Пушкиным, либо данной ему свыше. Именно это обстоятельство вызывало нескрываемое раздражение многих современников поэта и даже вызывало открытую враждебность по отношению к нему. Со временем в России и за рубежом выросла целая армия профессиональных «пушкинистов», которые стремились скрыть эту сторону творчества нашего поэта.

Чтобы понять особенности пушкинского символизма, необходимо вернуться в Древнюю Грецию шестого века до нашей эры и ответить на вопрос: почему Эзоп, фригийский раб, использовал фигуры животных в своих аллегорических и дидактических историях? По всей вероятности, мы имеем дело с древней традицией, истоки которой, вероятно, следует искать в «тотемизме «1 или, как сейчас принято говорить, в «устойчивых стереотипах восприятия окружающей действительности».
«Традиционный символизм сказки помогает читателю понять, а точнее, узнать «характеры» фигурок животных. В.Тредиаковский отметил, что сказочник описывает «ласковое подобие кротости и простоты в Ягненке, верности и дружбы в Огаре; напротив, дерзости, грабежа, жестокости в Волке, во Льве, в Тигре….». Это безмолвный язык, который понимают все народы».

Если считать сказку одним из древнейших литературных жанров, то нельзя не спросить, почему никто из профессиональных «пушкинистов» не обратил внимания на странное обстоятельство: Пушкин испробовал свой талант во всех литературных жанрах (рассказ, повесть, роман, поэма, пьеса, эпиграмма), но не написал ни одной сказки? Или он писал, но как-то иначе, т.е. так, что «сказки» Пушкина не были признаны сказками? — Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно всегда помнить, что Пушкин никогда никого не копировал; он был новатором, но не столько самих литературных жанров, сколько их содержания. Новизна содержания, в отличие от новизны формы, не так бросается в глаза; чтобы оценить ее, нужно уметь видеть «общий ход вещей». Она почти незаметна, но каждый воспринимает ее по-своему благодаря системе символов, сформированной автором в процессе творчества.

Искусство в целом символично. Но некоторые художники используют свою систему символов (возможно, даже не осознавая этого), чтобы «поднять людей с колен», другие — чтобы «опустить», иногда даже на четвереньки. Чтобы понять, о чем идет речь, нам необходимо совершить экскурс в глубины человеческой психики, особенно в те области, которые обычно воспринимаются как должное, иными словами, не принято обсуждать среди профессиональных психологов.
Человеческая психика — это многокомпонентная система. Причем одни и те же компоненты в психике разных людей могут не только достигать разной степени развития, но и быть по-разному взаимосвязанными, создавая качественно разные структуры управления информационными потоками. В зависимости от архитектуры строения психики, она оказывается способной поддерживать один способ мышления и экспрессивного поведения индивида и неспособной поддерживать другие, несовместимые с ним.
Конечно, на Земле уже более 6 миллиардов человек, и психика каждого человека уникальна — неповторимо неповторима. Тем не менее, это разнообразие позволяет провести определенную классификацию. Похоже, что Пушкин имел представление об этой классификации еще в начале прошлого века.

Скачать: Руслан и Людмила

Руслан и Людмила (в формате Doc, отредактировано в Word)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: