Сколько стоили автомобили в СССР и на чем ездили советские граждане

Сколько стоили автомобили в СССР и на чем ездили советские граждане

В триаду вещей, характеризующих степень благосостояния семьи в СССР, помимо квартиры и дачи входил автомобиль. В то время как цены на продукты питания и товары народного потребления в Советском Союзе были низкими, стоимость автомобилей всегда была значительно завышена.

Почему автомобили стоили дорого

В СССР легковые автомобили были признаны личной собственностью. Однако упор советской власти всегда делался не на индивидуальный, а на общественный транспорт. Дефицит легковых автомобилей в СССР наблюдался даже после серийного выпуска Жигулей в 1970 году.

По безналичному расчету автомобили продавались организациям по относительно низкой цене. Для населения ловушками в 1970-х, например, были:

  • для Волги — 320 %;
  • «Москвич» — 250 %;
  • «Запорожец» — 200 %.

Сколько стоили автомобили в СССР и на чем ездили советские граждане

Самые первые машины

Сразу после окончания Великой Отечественной войны в стране стало не до автомобилей. Все усилия были направлены на восстановление промышленности и сельского хозяйства. Однако бизнес в СССР восстанавливался семимильными шагами. Уже в 1949 году любой желающий мог купить «Москвич-401» за 8000 рублей. «Победа» стоила 16 тысяч рублей. Самым дорогим автомобилем был ГАЗ-12, автомобиль советской номенклатуры. Этот автомобиль стоил около 40 тысяч рублей.

В 50-е годы появились новые модели «Москвичей», моментально завоевавшие огромную популярность среди населения страны. В 60-е годы в Советском Союзе производилась деноминация, и стоимость автомобиля снижалась. Но при этом уменьшились и зарплаты советских граждан. «Москвич» можно было купить всего за 2500 рублей. При этом средний житель СССР тратил на такую ​​машину около 31 зарплаты.

«Волга» в те времена стоила 5100 рублей, то есть примерно 53 зарплаты. Цена Запорожца ЗАЗ-965 составляла 1800 рублей. (22 оклада).

Соотношение зарплаты и стоимости машины в 70-80 гг.

Средняя зарплата в СССР в 70-е годы была 150 рублей. Где:

  • Жигули ВАЗ-2101 стоили 5620 руб.;
  • «Волга» ГАЗ-21 — 8500 руб.;
  • «Москвич-412» — 4936 руб.;
  • «Запорожец» ЗАЗ-966 — 3000 руб.

То есть автомобиль стоит гражданину СССР от 24 до 70 зарплат. На машину семьям приходилось копить около 2-4 лет при условии, что зарплата одного из супругов полностью откладывалась.

В 1980-е соотношение между заработной платой и стоимостью автомобилей улучшилось, но незначительно. Средняя зарплата в то время составляла 210 рублей. Стоимость автомобилей:

  • ВАЗ-2101 — 5690 руб.;
  • ГАЗ-24 – 9513 руб.;
  • «Москвич-2140» — 6865 руб.

Сколько стоили автомобили в СССР и на чем ездили советские граждане

Как покупали машины

Даже при наличии необходимой суммы советские граждане не могли пойти в магазин и купить понравившуюся машину. Чтобы купить машину, нужно было стоять в очереди несколько лет. До 1973 года автомобили распределялись между регионами Советами Министров Республик. Затем они распределялись по учреждениям и предприятиям исполкомами города.

После 1973 года распределение стало более упорядоченным. Машины отправляли компаниям по категориям граждан, например, для передовиков, сельских тружеников, рабочих лесной промышленности и, конечно же, в порядке живой очереди.

Вторичный рынок

Те граждане, которые не хотели стоять в очереди, покупали автомобили на вторичном рынке. Здесь машины стоят на порядок дороже новых. Например, Москвич-412 продавали за 9-10 тысяч рублей при стоимости 5200, «Волгу» — за 18-20 тысяч рублей при цене около 9000 рублей за новую.

На чем предпочитали ездить граждане СССР

Конечно, нельзя судить об уровне жизни граждан СССР только по стоимости автомобилей. Цены на другие товары в 70-е были примерно такими:

  • сахар — 90 коп.;
  • сапоги женские (РДА) — 55 руб.;
  • холодильник ЗИЛ — 300 руб.;
  • картофель — 13 копеек.

Не повезло с точки зрения стоимости, в СССР только легковушки. Долгое время такое транспортное средство считалось в стране чуть ли не роскошью. Наличие Волги почти автоматически становилось признаком нетрудового дохода ее владельца. Советский Союз даже ввел косвенный налог «на роскошь», целью которого было заставить цеховиков и спекулянтов делиться с народом.

Популярность легковых автомобилей в СССР начала расти только в конце 70-х годов Если в 1970 году по статистике в стране было продано 123 000 автомобилей, то в 1980 году — уже 1 163 000 автомобилей, то есть в 10 раз плюс.

Цена на мотоциклы

В 1970-е годы многие советские граждане не могли позволить себе автомобиль и поэтому предпочитали ездить на мотоцикле. В то время такое оборудование стоило намного дешевле:

  • «Урал» — 1250 руб.;
  • «Иж Юпитер» с коляской – 911 руб.;
  • «Иж Планета» — 624 руб.;
  • «Восход» — 462 руб.

Какие машины были самыми популярными

В 70-е годы, по статистике, самыми желанными для советских граждан были:

  • «Москвичи» — 38,9% опрошенных в 1972 г хотели бы их купить;
  • Зигули — 26,1 %;
  • «Запорожцы» — 20,9 %;
  • Волга — 14,1 %.

В последующие годы, с расширением модельного ряда, популярность «Жигулей» стала значительно расти».

Сколько стоили автомобили в СССР и на чем ездили советские граждане

Сравнение стоимости советских и зарубежных машин

В советское время доллар по официальному курсу стоил 83 копейки. Ориентируясь на этот курс, можно провести сравнение автомобилей, выпущенных в 70-е годы в СССР и за рубежом по маркам:

  • «Москвич-408» стоимостью 4936 рублей, или $5946, — Jaguar E-Type за $5920 (двигатель 265 л.с., скорость до 240 км/ч);
  • ЗАЗ-966 по цене 3000 рублей или 3614 долларов, — Ford Mustang Mach за 13 562 доллара (кондиционер, АКПП, 290 л.с.);
  • ВАЗ-2101 за 5620 рублей или 6771 доллар США, — Chevrolet Corvette Stingray за 6650 долларов США (398 л.с., 230 км/ч);
  • ГАЗ-24 за 9 200 рублей или 11 085 долларов США, — Mercedes-Benz 280 SEL (W116) за 11 330 долларов США (автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, кожаный салон, кондиционер, 160 л.с.).
  • УАЗ 469Б за 7000 рублей, или 8433 доллара, — Jeep CJ-5 за 6765 долларов $.

Сколько стоили советские машины в других странах

La URSS suministró automóviles producidos en las fábricas del país a otros países. Solo en 1970, se enviaron 85 mil automóviles para exportación. «Zaporozhets» en ese momento, por ejemplo, en Bélgica costaba solo $ 880. A modo de comparación: el precio de un BMW 2002 en este país en el mismo período de tiempo fue de $ 4200 $.

Сколько стоили автомобили в СССР и на чем ездили советские граждане

Расходы на содержание

К сожалению, в СССР была нехватка не только автомобилей, но и запчастей к ним. Обеспечение граждан деталями машин не превышало 37%. В 1972 году в стране было всего 694 станции технического обслуживания. Большинство людей ремонтировали автомобили самостоятельно. При этом содержание автомобиля было относительно недорогим. Обслуживание ВАЗ-2101 в 1976 году, по данным журнала «За рулем», например, стоило 6 рублей. 26 крон за 100 км. При этом на амортизацию автомобилисты потратили около 1,98 рубля, а на бензин – 2 рубля. Шины стоят 0,67 рубля, текущий ремонт — 0,533 рубля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector