«Я тоже так могу!» Люди склонны переоценивать свои способности выполнять задачу, увидев, как это делают другие

Всем известно, что люди часто склонны переоценивать собственные способности, силы, возможности, глядя на то, как другие выполняют ту или иную работу. Если смотреть со стороны, то задача, выполняемая профессионалами, кажется необычайно легкой, почти не требующей усилий.

Этот общеизвестный факт нашел научное подтверждение. Специалисты из Канады и Новой Зеландии провели эксперимент, в результате которого смогли показать, что, глядя на работы других, люди чувствуют уверенность в том, что они легко сделают то же самое в любое время.

Кем проводилось исследование

Цель ученых состояла в том, чтобы выяснить, насколько сильно на людей влияет просмотр видео, показывающего, как другие выполняют сложную работу. Эксперимент показал, что пример выполнения сложных задач профессионалами формирует уверенность в себе у людей, не разбирающихся в деталях работы. Наблюдая за тем, с какой легкостью профессионалы решают конкретные задачи, люди забывают, что сами не обладают необходимыми знаниями и навыками.

Специалисты из Политехнического университета Куантлен, расположенного в Канаде, совместно с коллегами из Университета Вайкато, расположенного в Новой Зеландии, провели эксперимент с участием 780 человек. Результаты научного исследования опубликованы в Королевском обществе Open Science.

Как проходил эксперимент

Суть эксперимента заключалась в том, что люди смотрели видео того, как летают и садятся самолеты. Представленные вниманию участников видеоролики не носили просветительского характера, то есть действия пилотов никак не комментировались.

Добровольцев разделили на две группы. Те, кто присоединился к первым, увидели рассказы о пилотировании и посадке самолетов. Также на видео не были показаны табло, руль, приборы, датчики и другое оборудование. Люди даже не видели движений рук пилотов. Другими словами, видео было максимально неинформативным; даже профессионалы не могли понять деталей действий пилотов при просмотре этих роликов. Вторая группа видео не смотрела.

На втором этапе эксперимента опрос заполнили все 780 участников. Проанализировав результаты тестов, ученые пришли к выводу, что просмотр чужой работы создает у людей ложное представление о ее простоте.

Какими были результаты эксперимента

Результаты эксперимента оказались весьма неожиданными. Ученые пришли к выводу, что чувство уверенности в себе более свойственно мужчинам, чем женщинам. После просмотра видеороликов представители сильного пола оценили собственные «умения» управлять самолетом и посадить его на 12,24 балла выше, чем женщины.

Участники обеих групп согласились с утверждением, что управление коммерческим самолетом — сложная и ответственная работа, требующая специальных навыков и знаний. Однако ответы на вопрос, смогут ли они сами посадить самолет, были уже другими. Среди просмотревших ролик положительных откликов было на 30% больше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector