Особенности найма на удаленке: как провести собеседование

Пандемия негативно отразилась на рабочих процессах в большинстве компаний мира. Необходимость перейти на удаленный или гибридный формат работы коснулась по разным данным от 70% до 90% всего бизнеса.

Некоторым это понравилось настолько, что они решили не возвращаться в офис вовсе. К тому же, практика показала, что онлайн-рекрутинг позволяет пополнять свой штат действительно крутыми специалистами. За счет этого компания может не просто брать в работу новые задачи, но и расширять сферы влияния.

Вот только здесь владельцев бизнеса поджидают некоторые трудности. Одна из них – как находить и нанимать сотрудников удаленно. Ведь не так просто изменить привычный формат HR-процессов, особенно в условиях растущей конкуренции на рынке труда. Ниже мы разберемся, как проводить эффективные собеседования в Zoom, и как работать с теми, кого ни разу не видел вживую.

Наем на удаленке: плюсы и минусы

Удаленный прием сотрудника на работу имеет несколько стадий, и все они проходят в онлайн-формате. С одной стороны современные технологии позволяют познакомиться с человеком, в полной мере проверить его компетенцию и ввести в компанию.

Но с другой стороны онлайн-встреча не всегда дает достаточно каналов для восприятия. Чтобы оценить все стороны процесса, начнем с очевидных преимуществ найма сотрудников на удаленку:

  1. Отсутствие географических рамок. Если компания не имеет фактической привязки к офису или работает по гибридной схеме, то становится все равно, из какого региона тот или иной претендент на работу. Это в несколько раз увеличивает количество подходящих кандидатов – теперь можно оценивать только портфолио, образование, опыт или другие узкие навыки специалиста.
  2. Вакансии закрываются быстрее. Скорость закрытия позиции может быть критически важной, если предыдущий сотрудник ушел из компании, например, в разгар работы над проектом. В условиях офиса HR обычно не может собеседовать большое количество кандидатов за день. А вот онлайн-собеседования оказались весьма успешной практикой. Проведение встречи в Zoom отнимает на 30-40% меньше времени, чем собеседование в офисе, ведь исчезают своего рода формальности, вроде, small talks и перерывов на кофе.

Что касается трудностей найма на удаленке, то большинство менеджеров столкнулись с такими отрицательными моментами:

  1. Онлайн-собеседование не позволяет в полной мере оценить soft skills кандидата. Какой бы хорошей ни была связь по видео, эйчару через экран монитора сложно сформировать впечатление о способности кандидата общаться, избегать конфликтов, или гибко мыслить. При общении с глазу на глаз эти качества оценить гораздо проще.
  2. Возникают трудности с адаптацией удаленного сотрудника в уже сформировавшемся коллективе. Смена места работы – это всегда стресс. Удаленщику нужно будет не только познакомиться с десятками новых коллег, но и изучить правила и традиции компании, откорректировать привычные рабочие ритуалы.

В офисе новичок всегда может обратиться к соседу справа и уточнить, все интересующие его моменты. А вот на удаленке так нельзя, потому приходится писать в корпоративный чат, ждать ответа. Соответственно процесс адаптация несколько затягивается, даже если у человека высокий уровень soft skills.

Как ускорить адаптацию удаленного сотрудника в компании

Чтобы помочь удаленщику быстрее влиться в коллектив и укрепить трудовые отношения с ним, следует применять механизмы онбординга в онлайне. Например, это могут быть:

  1. Учащенный one-to-one в первые 3-6 месяцев работы. Руководителю отдела и/или исполнительному директору следует минимум раз в неделю проводить онлайн-встречи с новым сотрудником и интересоваться, как проходит процесс его адаптации. Это позволит оперативно решать проблемы еще на этапе их зарождения.
  2. Курс для новичков. Для всех новых сотрудников-удаленщиков можно записать вводные видеоинструкции, в которых изложить детали и особенности рабочего процесса, дать перечень и описание сервисов и программ, используемых в компании.

Уже эти два простых инструмента помогут новичку понять, с кем согласовывать те или иные вопросы, как подавать отчетную документацию, а также узнать, какие планерки бывают в компании в течение недели.

Какие вопросы нужно задавать удаленщику на собеседовании в Zoom

Стандартный пул вопросов, который HR задавал каждому претенденту на ту или иную должность, при собеседовании с удаленным сотрудником следует расширить. Ключевая задача здесь – понять, насколько человек готов к работе без офиса, сможет ли он быть стабильной и надежной единицей коллектива. Итак, человеку следует задать такие вопросы.

Если бы у вас была возможность работать не только из дома, но и в офисе, то что бы вы выбрали и почему?

Большинству офисных работников удаленка казалась раем. Но на практике уже через пару месяцев такой режим работы превращается в ад. Сложности удаленной работы наваливаются одна за другой: необходимость организовать тихое рабочее место, желание менять обстановку в течение дня, нужда в живом общении и т.д.

То, как интервьюируемый ответит на данный вопрос, покажет его реальную мотивацию работать из дома. Например, человек не любит пробки или столпотворение в метро, ему необходимо писать в полной тишине или же у него нестандартный режим бодрствования.

Если же окажется, что кандидат на вакантное место – экстраверт до мозга костей, который на предыдущей работе ходил в офис ради живого общения с коллегами, то на удаленке он, скорее всего, не задержится, и уже через пару месяцев компании придется искать нового сотрудника на то же место.

Во сколько вы готовы начинать рабочий день?

Как уже было сказано выше, одним из козырей найма удаленных сотрудников является отсутствие географических рамок. Но как быть, если новичку придется общаться с подрядчиками и клиентами компании, которые находятся в разных часовых поясах?

Если окажется, что удаленщик живет в стране с небольшой разницей во времени с компанией, то проблем возникнуть не должно. А если же человеку придется начинать свой рабочий день в 7 утра или, наоборот, посреди дня, то это может стать серьезной преградой на пути к долгому и плодотворному сотрудничеству с ним. Потому если у компании есть строгий рабочий график, следует заранее уточнить, сможет ли человек приступать к своим обязанностям в определенное время.

Что у вас вызывает беспокойство при работе онлайн?

Если раньше кандидат работал только в офисе, то это обязательный вопрос. Часто оказывается, что человек волнуется о своей технической подкованности. Это касается тех компаний и вакансий, которые не относятся к digital.

Если страхи кандидата окажутся непреодолимыми, как бы странно это ни звучало, то следует понимать, что в компании он надолго не задержится. На практике оказалось, что многие люди, привыкшие к офисной работе, не могут вести рабочую коммуникацию в телеграм-чатах или отказываются изучать нужные онлайн-сервисы.

Фирмы, оставшиеся работать в удаленном формате с марта 2020 года, формируют перечень распространенных опасений, которые им приходится слышать от новичков-удаленщиков, и разрабатывают для них решения. Это может быть создание видеоинструкции по работе с онлайн-сервисами или, например, организация лекций о дизайне для новых менеджеров и маркетологов, которые раньше с задачами из этой области не сталкивались. Такие вещи помогаю быстрее погрузиться в сферу.

Как оценивать эффективность работы удаленного сотрудника

Если в офисе менеджеру прекрасно видно, кто чем занимается и как часто ходит на перекуры, то удаленщики получают полную свободу от надзора. Кого-то это мотивирует, кого-то наоборот расслабляет. Но как бы там ни было, каждый, кто работает из дома, сталкивается с необходимостью самостоятельно выстроить рабочий график.

В реалиях удаленной работы большинство эйчаров отказалось от мониторинга рабочих экранов и контроля активности сотрудников. Оценить эффективность выполнения ими своих обязанностей поможет 3 критерия:

  • закрывает ли человек  задачи в срок;
  • насколько качественно он выполняет задачи;
  • доволен ли сам удаленщик своими результатом.

И если с первыми двумя критериями все очевидно, то с контролем морального состояния возникают трудности. Тут-то и важны one-to-one встречи, о которых мы написали выше. Во время регулярных онлайн-созвонов можно получить представление о том, насколько новичок понимает задачи, достаточно ли ему времени для их выполнения и понимает ли он смысл от того, что делает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: